?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Лётные лики
коты растут
kot_or_osl
Создатель "Жар-птицы"

Константин Алексеевич КАЛИНИН - отечественный военный лётчик и авиаконструктор, один из пионеров советского самолётостроения.
Родился 24 января/5 февраля 1887-го в Варшаве в семье военного. Благодаря родителям и особенно матери (отец умер рано) Константин смог получить хорошее образование, сначала домашнее, затем окончил реальное училище и учительскую семинарию - с отличием.
В 1907-м, после смерти матери, Калинин поступает в 184-й Варшавский пехотный полк, в 1909-м блестяще сдаёт экзамены в Одесское военное училище. Как юнкер, он знакомится с воздухоплаванием, наблюдает первые полёты аэропланов в России. В августе 1912-го, выпущенный по первому разряду, подпоручик Калинин получает назначение во Владивосток. С октября он - офицер 3-й Сибирской стрелково-артиллерийской бригады. С февраля 1914-го над Владиком совершают полёты самолёты местного авиаотряда. Калинин участвует в них.
С началом Первой мировой Калинин переведен в Кронштадт, откуда направлен в артиллерийскую часть, где с марта 1915-го он - адъютант начальника штаба артдивизиона. В августе 1914-го - производство в поручики, успешные бои под Двинском, награждение орденом св. Станислава.
С 23 марта 1916-го поручик Калинин - курсант Гатчинской военной авиашколы. Теоретический курс -  в Петроградском политехникуме и на авиазаводе Лебедева, где в то время строились Вуазены. С мая - полёты, 25 июня - самостоятельный вылет. Осваивает биплан Фарман-7, полуторапланы Фарман-16,-20 и -22, боевой Вуазен. С октября 1916-го поручик Калинин - военлёт 26 корпусного авиаотряда 9-й армии (Румынский фронт), с ноября 1916-го назначен начпотехом отряда, а с декабря он ВРИО командира отряда.
В одном из боевых вылетов был контужен. Награждён орденом св. Анны и утвержден командиром отряда. Лично сумел разбомбить мост через р. Быстрицу. Первым в подразделении применил радиосвязь для корректировки артиллерийского огня. После 1917-го Калинин отводит свой отряд на восток.
В декабре 1918-го назначен Директорией командиром 1 Волынского авиадивизиона армии УНР, впоследствии получает звание капитана, а с января 1919 года становится инспектором Киевского района.
В 1926 - 1935-х - директор и главный конструктор Харьковского авиазавода. Принимал активное участие в организации Харьковского авиационного института и преподавал там.


Под его руководством спроектированы и выпускались пассажирские К-1, К-2 и К-3.



5-местный пассажирский К-4 стал первым серийным самолётом Харьковского авиазавода. А вот К-5 строился самым массовым (свыше 250 экз.) тиражом среди довоенных советских авиалайнеров. Ему впервые удалось вытеснить с отечественных трасс иностранные самолёты (прежде всего Junkers F-13 и Dornier Komet).



Конструктор Калинин с экипажем К-7 перед полётом
В 1933-м построен самый большой в мире семимоторный тяжёлый бомбёр К-7. Вообще-то это был экспериментальный многоцелевой самолёт-монстр. Рубка выступала вперед по оси самолёта, в ней размещались два пилота, штурман, радист и старший механик. Остальные семь членов экипажа находились в других отсеках и переговаривались между собой по внутреннему телефону. Семь двигателей мощностью по 750 л. с. (один из них, с толкающим винтом, расположен в корме фюзеляжа). Шасси состояло из двух широко разнесенных тележек ферменной конструкции с масляно-воздушной амортизацией колёс, впервые примененной в советской практике для тяжёлых машин. Также впервые на самолётах подобного класса использовали и колёса баллонного типа «Good-Year». Тележки шасси имели по три колеса и были оборудованы обтекателями-«штанами» из листового металла, причём в левой размещалась входная дверь, и лестница в крыло.
Строительство двух новых образцов приостановили в 1935-м, а затем все работы над К-7 прекращены.



В 1937-м на заводе был построен первый в мире «бесхвостый» бомбардировщик К-12. 18 августа К-12 впервые показали на воздушном параде в Тушине. Выглядел он весьма необычно - по указанию начальника НИИ ВВС самолёт раскрасили под сказочную «Жар-птицу». Появление в небе столь необычной машины произвело большое впечатление на присутствовавших на празднике членов правительства и командование РККА. Испытания продолжались весь 1937-й. Итоги признали положительными, но с доработкой замечаний к 1 марта 1938-го. С двигателями М-25 и технологическими усовершенствованиями самолёт был рекомендован к серийному производству.
Акт о развёртывании серийного производства был подписан в апреле 1938-го. Но увидеть свою «жар-птицу» в серии конструктору не было суждено... Некоторое время небольшая серия из десяти К-12 всё же строилась, но вскоре приказом наркома оборонной промышленности все работы были прекращены.
В историю авиации К-12 (ВС-2) вошёл как первый в мире реальный бомбардировщик бесхвостой схемы, отвечавший всем требованиям военной тактики своего времени.
В 1958-м английский журнал «Эйр пикториэл» поместил фотографию К-12 с красноречивой подписью: «Эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолётов».
1 апреля 1938 года Константин Алексеевич был арестован. В октябре, через семь месяцев после ареста, в застенках Воронежского УНКВД К.А. Калинин был расстрелян...
Обвинение было стандартным для тех лет - «антисоветская деятельность и шпионаж».
Закрытое судебное заседание Военной коллегии Верховного суда продолжалось 10 минут, не было ни защитника, ни свидетелей. Приговор привели в исполнение сразу после окончания заседания...
Реабилитирован 10 августа 1955 года.


  • 1
Вечного Неба, Творцу...

И земля пусть ему будет пухом...

  • 1