?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Лётные лики
коты растут
kot_or_osl
Родное небо "дяди Васи"


Василий Сергеевич МОЛОКОВ - генерал-майор авиации (1940), полярный лётчик, третий Герой Советского Союза (1934), участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин».
Родился 31 января/12 февраля (по другим источникам - 1/13 февраля) 1895-го в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области). С 1904-го работал в коробочной мастерской в Москве, затем в кузнице молотобойцем и слесарем.
С 1915-го в армии, служил помощником механика в морской авиации. Участник первой мировой. С 1918-го - рядовой 2-й воздушной бригады, механик авиаотряда в Гатчинской школе высшего пилотажа. В РККА с января 1918-го, участник Гражданской войны.
Окончил школу морских лётчиков в Самаре в 1921-м. Служил в строевой части ВВС Балтийского флота. В 1924 окончил Севастопольскую военную авиашколу морских лётчиков, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В 1929-м окончил курсы усовершенствования командного состава при ВВА им. Жуковского. С 1931-го - пилот ГВФ. Летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке. С 1932-го командовал отрядом Полярной авиации Главного управления Северного морского пути.
В 1934-м вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев. Тогда со льдины больше всех - 39 человек - вывез именно "дядя Вася", как любовно называли его потерпевшие крушение челюскинцы. На своем двухместном Р-5, совершив 9 полётов на льдину, он умудрялся вывозить порой по 6 человек, приспособив для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики.
За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934-го присвоено звание Героя Советского Союза.
Василий Сергеевич в 1935-м совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск - Киренск - Якутск - Нагаево - Нижнеколымск - Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку. В 1936-м совершил полёт вдоль Арктического побережья СССР. А в 1937-м участвовал в экспедиции на Северный полюс - в качестве командира экипажа ТБ-3 высаживал специалистов первой дрейфующей станции на Северный полюс.
С 1938 года - начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР.
Во время Великой Отечественной назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска - Сибирь» («Алсиб», форт Фэрбенкс, США - Красноярск, СССР).
В 1942-1943-х - начальник Лётно-исследовательского института. С 1943-го командовал авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах.
В 1945 - 1947-м - заместитель начальника Главного управления гидрометеослужбы при Совете министров СССР. С 1947 - в запасе. Возглавлял Высшую квалификационную комиссию ГВФ. С 1947-го - в запасе.
Умер в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище. В 2005-м новый лайнер а/к «КрасЭйр» Ту-214 (б/н 64508) был назван «Василий Молоков». Его именем названы улицы во многих городах и мыс на Земле Франца-Иосифа. Автор книги "Родное небо."
Трижды кавалер ордена Ленина, дважды кавалер ордена Красного знамени, кавалер орденов Суворова и Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, награждён многими медалями.


  • 1
О, Молоков - серьёзный и героический был дядька. Надо помнить наших героев.

Мне сразу вспомнилась улица Молокова в Адлере. Но я не уверен, что она именно в честь "дяди Васи".

Нет-нет! Безусловно улица - в честь "дяди Васи"! Не сомневайся!

  • 1