?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Конструктор морских самолётов
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики
Георгий Михайлович БЕРИЕВ (Бериашвили) - советский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-технической службы (1951).
Родился 13 февраля 1903-го в Тифлисе, в семье многодетной осетинской семье. В 1923-м после окончания Тифлисского железнодорожного училища поступает в политехнический институт, откуда в 1925-м переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института. В 1930-м, после его окончания, начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором П.Э. Ришаром. В конце 1930-го становится заместителем начальника морской бригады ЦКБ завода им. Менжинского.
В 1934-м назначен главным конструктором и начальником ЦКБ морского самолетостроения при авиазаводе № 31 в Таганроге, и бессменно им руководит до 1968-го.
Корабельный катапультный КОР-1 (Бе-2)

Корабельный катапультный самолёт КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой серией, а морской дальний разведчик МДР-5 и МБР-7 были построены всего в двух экземплярах. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией во время войны уже в Сибири. Вслед за заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск.
В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943-м был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944-м - макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в 1945-м, уже в 1949-м создать летающую лодку Бе-6, а в 1948-м - многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были испытаны в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья.

Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12

Вслед за экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя ТРД, появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он строился серийно (24 самолёта) с 1956-го по 1961-й. В 1961-м на Бе-10 была достигнута рекордная для гидросамолёта скорость - 912 км/ч и были установлены мировые рекорды высоты. На серийном противолодочном, самым большом для своего времени самолёте-амфибии Бе-12 (М-12) "Чайка" с более экономичными ТВД также были установлены рекорды высоты полёта.
С началом "ракетизации всей страны" в начале 60-х были закрыты работы по сверхзвуковому гидросамолёту, а также гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлётным весом до 1000 т). В этих условиях ОКБ-49 создает крылатую ракету П-10 и прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности.

Пассажирский Бе-32

Георгий Михайлович начинает разработку и самолёта для замены Ан-2 на местных авиалиниях. В 1968-м совершил первый полёт пассажирский 14-местный Бе-30. Как и его развитие - Бе-32, который имел также транспортный и санитарный варианты.
ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ О.К. Антонова разрабатывает проект пассажирского самолёта для местных авиалиний Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолётом Як-40) и создает  самолёт аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30.

Г. М. Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ.

Последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой. Хотя с любимой работой пришлось расстаться, но с коллективом Георгий Михайлович связи не порывал, особенно много внимания уделяя судьбе многоцелевого транспортного Бе-32. Скончался Георгий Михайлович Бериев 12 июля 1979-го в Москве после тяжелой и продолжительной болезни.
Лауреат Сталинской премии (1947-й) - за создание многоцелевой летающей лодки Бе-6 и Государственной премии (1968-й) - за создание противолодочного Бе-12 и его многочисленных модификаций.
Награждён двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Главным же итогом работы Георгия Михайловича Бериева стало формирование уникальной отечественной конструкторской школы, занявшей ведущее место в мире в создании гидросамолётов и самолётов-амфибий. Созданное им Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения ныне стало Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом, носящим с декабря 1989-го имя Бериева.