?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Лётные лики
коты растут
kot_or_osl

Испытатель первого ракетного истребителя

Григорий Яковлевич БАХЧИВАНЖИ - советский лётчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза (1973, посмертно).
Родился 7/20 февраля 1909-го в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы.
Трудовую деятельность начал с 1925-го, в Приморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.
В 1927-м перебрался в Мариуполь, где участвовал в строительстве «Завода им. Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха.
С 1931-го в РККА. Окончил Оренбургское лётное военное училище в 1934-м. Работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС.
Проводил испытания разведывательных скоростных самолётов – Р-Z-ТК, истребителей Як-1, новых авиамоторов в полёте.
Участвовал в Великой Отечественной в составе 402-го особого истребительного авиаполка, сформированного на базе НИИ ВВС.




Истребитель МиГ-3 из состава 402-го истребительного авиаполка.  Июль 1941 года.

Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил пару лично и три - в группе самолётов противника. В 1942 году отозван с фронта для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1.
Экспериментальный истребитель БИ-1

Первый полёт на истребителе БИ лётчик Г.Я. Бахчиванджи выполнил 15 мая 1942-го. Полёт продолжался 3 мин 9 с. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полёта 840 м, скорость 400 км/ч, скороподъемность - 23 м/с. В послеполётном донесении лётчик-испытатель отмечал, что полёт на БИ в сравнении с обычными типами самолётов исключительно приятен: перед лётчиком нет винта и мотора, не слышно шума, выхлопные газы в кабину не попадают; лётчик, сидя в передней части самолёта, имеет полный обзор передней полусферы и значительно лучший, чем на обычном самолёте, обзор задней полусферы; расположение приборов и рычагов управления удачное, видимость их хорошая, кабина не загромождена; по лёгкости управления самолёт превосходит современные ему истребители.
20 февраля 1942-го года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду конструктора и спеца по авиадвигателям Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья лётчика и сорвала крепёжные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассёк лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, включился в работу.




15 мая 1942-го выполнил первый полёт с работающим ЖРД. Во время седьмого полёта 27 марта 1943-го при испытании на максимальную скорость самолёт с горизонтального полёта перешел в пикирование, из которого не мог выйти. Бахчиванджи погиб. Причина затягивания самолёта с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была выяснена уже позже.

В 1973 году Г.Я. Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Светлая память о нём и его полётах в неведомое отражена в наименовании платформы "Бахчиванджи" пригородного сообщения по Ярославскому отд. Московской ж.д.; установкой памятника в станице Бриньковской (на родине лётчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи присвоено школе; именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны...
Улицы в честь Героя названы в Екатеринбурге, Ахтубинске и (была хотя бы) - в Мариуполе.
... Известны слова Юрия Гагарина: "Без полётов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года".



  • 1

Светлая память!


  • 1