?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Страницы авиаистории
коты растут
kot_or_osl
"Грачи" полетели


22 февраля, 1975 год. Впервые поднялся в воздух Т8-1 - прототип бронированного армейского штурмовика Су-25, известного как "Грач" (лётчик-испытатель B.C. Ильюшин).
Серийно выпускался в 1977 - 1991 годах. Использовался в боевых действиях в Афганистане (там и получмл от наших своё прозвище) , где штурмовики совершили около 60 тысяч боевых вылетов, было потеряно 23 машины. Применялся во многих вооруженных конфликтах на территории бывшего СССP.
В конце 60-х в научных кругах советских ВВС развернулся поиск концепции нового самолёта непосредственной поддержки сухопутных войск. Хотя не все заинтересованные организации однозначно восприняли идею возрождения штурмовой авиации, главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии И.Г. Павловский, горячий сторонник этой идеи, сумел убедить министра обороны СССР А.А. Гречко в необходимости разработки штурмовика нового поколения. По требованию военных в марте 1969-х Минавиапром организовал конкурс. В нём приняли участие четыре КБ. А.И. Микоян и А.С. Яковлев предложили модификации МиГ-21 и Як-28, С.В. Ильюшин и П.О. Сухой - новые проекты: Ил-102 и Т-8.
Современным представлениям о самолёте-штурмовике реально соответствовали только Ил-102 и Т-8. Проект Ил-102 представлял собой развитие реактивного штурмовика Ил-40. Принципиальной особенностью, заложенной С.В. Ильюшиным в новый проект, являлось максимальное упрощение самолёта, в частности, для выполнения всех боевых задач Ил-102 оснащался только коллиматорным прицелом.
П.О. Сухой представил абсолютно новый проект Т-8, который уже в течение года разрабатывался ОКБ в инициативном порядке. Благодаря наличию более совершенного прицельного комплекса, меньшим по сравнению с Ил-102 габаритам и массе, этот проект получил предпочтение и осенью 1969-го одержал победу в конкурсе.

Однако и история Ил-102 на этом не закончилась. С началом войны в Афганистане интерес к самолётам поля боя усилился.В мае 1980-го вышло постановление о постройке двух экземпляров Ил-102. По сравнению с первоначальным проектом самолёт совершенствуется, в частности, устанавливаются новые двигатели и прицельно-навигационный комплекс, что сделало этот штурмовик весьма грозной боевой машиной. 25 сентября 1982-го первый Ил-102 поднялся в воздух. Однако к этому времени успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение штурмовик Су-25. Программу Ил-102 закрыли. А программа Т-8 получила "зелёную" улицу.
Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot ) - советский/российский фронтовой штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолёт. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Во время испытаний в Афганистане в ВВС СССР получил прозвище «Грач».
Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975-го. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981-го, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года. 8 октября 2009-го Минобороны РФ объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России.

С 30 сентября 2015 года 12 Су-25СМ/УБМ использовались в составе смешанной авиагруппы ВКС России в Сирии в рамках оказания помощи в операциях против террористической организации ИГИТ.

1 февраля 2017 года. Россия меняет 15 бомбардировщиков Су-24 на 12 усовершенствованных штурмовиков Су-25СМ с бронированным покрытием. 10 января западные разведывательные спутники зафиксировали отправку в Сирию трёх групп Су-25СМ3. Это подтвердило Минобороны РФ, сославшись на плановую ротацию военной техники.

1 машина потеряна 3 февраля 2018 года. Су-25 сбит из ПЗРК под Идлибом. Лётчик катапультировался и погиб в бою с бармалеями-террористами Джабхат Фатх аш-Шам.



  • 1

Страницы нашей летной истории... Всегда интересно


Спасибо, командир!

  • 1