?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Из "когорты инженера Да Винчи"
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики

Иван Павлович БРАТУХИН - советский авиаконструктор и учёный в области вертолётостроения. Профессор (1954), доктор технических наук (1962), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964).
Родился 12/25 февраля 1903-го в дер. Ящеры, ныне Сунского района, Вятской губернии.
Окончил Московское высшее техническое училище (1930). В 1928-м Братухина вместе с другими студентами МВТУ направляют в трёхмесячную зарубежную командировку - на преддипломную практику, для ознакомления с конструкцией автожиров, методов их расчётов и результатами лётных испытаний. После окончания МВТУ стал аспирантом МАИ, а в 1932-м его зачислили на должность доцента МАИ.
Винтокрылыми летательными аппаратами (автожирами и вертолётами) начал заниматься в отделе особых конструкций ЦАГИ.



В 1940-м возглавил вертолётостроительное опытное конструкторское бюро при МАИ, где под его руководством был создан ряд опытных и выпущенных малой серией вертолётов поперечной схемы, в том числе многоцелевые вертолёты «Омега» и «Омега-II», Г-3 и Г-4, Б-5 и Б-11 и другие.

Вертолёт Б-11 - это наиболее доведенная из всех машин ОКБ-3. На нём провели ресурсные испытания планёра и многих агрегатов, уточнили методы аэродинамического расчёта, выбрали оптимальное направление вращения винтов и создали цельнометаллические лопасти. Однако принятые для несущих винтов большие нагрузки на сметаемую площадь (23 – 26кг/м2), впоследствии ставшие обычными для вертолётов и позволявшие увеличивать весовую отдачу, в то время сочли опасными. Поэтому в 1950-м предложение о дальнейшей модификации Б-11 поддержки не получило, и все работы по нему прекратились.

Г-3 как корректировщик артиллерийского огня стал первым вертолётом в СССР, которым заинтересовались военные. Уже было построено с десяток машин, подготовлены лётчики, выявлены и устранены многие дефекты. Наблюдая за становлением вертолётной техники за рубежом, стало очевидным, что новый тип летательного аппарата постепенно завоевывает своё место в жизни. Летом 1947-го командование ВВС приняло решение об организации в СССР первого вертолётного подразделения, местом базирования которого выбрали подмосковный Серпухов. И первым его вертолётом стал Г-3. При эксплуатации этих машин разработчик наложил массу ограничений. Несмотря на то, что в ходе испытаний на Г-3 удалось достичь скорости 170 км/ч и подняться на 2500 м, полёты на них выполнялись на высотах до 50 м с небольшой скоростью и в пределах аэродрома.
В 1946-м И.П. Братухину была вручена Сталинская премия.
Конструкторское бюро И.П. Братухина было расформировано в октябре 1951-го.
В 1953-м Братухин возглавил начавшиеся в ЦАГИ параметрические исследования перспективных тяжёлых транспортных вертолётов и вертолётов-кранов грузоподъёмностью до 60 тонн с реактивным компрессорным приводом несущего винта и с ТРД на концах лопастей.
В 1954-м на кафедре «Конструкция и проектирование вертолётов» МАИ организовали конструкторскую группу для разработки десантно-транспортного СВВП. Проект выполнялся под руководством академика Б.Н. Юрьева и И.П. Братухина совместно с Всесоюзным электротехническим институтом.

В 1962-м за оригинальную работу по определению границ срыва на лопасти несущего винта И.П. Братухину присуждается степень доктора технических наук, а в 1964-м - звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
Жил в Москве. Умер в 1985 году.
Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.