kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Георгий Александрович ТИНЯКОВ

Лётные лики

Г.А. Тиняков - лётчик-испытатель 1-го класса, подполковник.
Родился 24 июня (7 июля) 1913-го в Армянске, что в Крыму. С 1921-го жил в Кропоткине на Кубани. В 1929-м окончил железнодорожную 9-летнюю школу. Занимался авиамоделизмом. В 1930 - 1932-х работал электротехником на железнодорожной дороге. В 1937-м окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Занимался планёрным спортом в Ростовском аэроклубе. В 1937-м на базе аэроклуба построил планёр собственной конструкции ГТ-1 «Л. Каганович». На XII Всесоюзных планёрных соревнованиях (1937-й) его планёр занял второе место. В 1937-м окончил лётную школу Ростовского аэроклуба.
В армии с декабря 1937-го. В 1939-м окончил Луганскую ВАШЛ. В 1939 - 1942-х – лётчик-инструктор Таганрогской ВАШЛ (с октября 1941-го - в эвакуации в Омске). В 1943-м окончил Военно-воздушную академию (Монино).




С июля 1943-го по 1953-й – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Провёл государственные испытания разведчика корректировщика Су-12, ряд испытательных работ на тяжёлом штурмовике Ил-2, штурмовике Су-6, лёгком многоцелевом транспортнике Як-12, истребителе Як-15, учебно-тренировочном Як-18, вертолётах многоцелевых Г-3 и Г-4 Братухина, лёгком Як-100, многоцелевом Ми-1, а затем многоцелевом Ми-4 и многоцелевом транспортнике Як-24.
С 1953-го по 1955-й – в Лётной инспекции НИИ ВВС. С февраля 1955 – лётчик-испытатель ОКБ Яковлева. Испытывал Як-24К, Як-25 и др. Всего освоил 100 типов ЛА.
17 декабря 1955 года установил мировой рекорд на вертолете Як-24, достигнув высоты 5082 м с 2 т груза на борту (всего установил два мировых рекорда).
Свой большой опыт лётных испытаний вертолётов Тиняков обобщил в ряде статей, а затем в книге «Пилотирование вертолета», ставшей учебным пособием для лётчиков. К сожалению, Георгий Александрович не увидел своей книги.
Погиб 4 декабря 1956-го при выполнении испытательного полёта на Як-27.
... В конце 1957-го все три истребительные фирмы вывели на лётные испытания самолёты, которые должны иметь двойную скорость звука. Полёты шли очень интенсивно и в атмосфере соревнования.
В этот день Г.А. Тинякову предстоял полёт с целью установить на Як-27В (27РС), высотном перехватчике с ракетным двигателем, мировой рекорд высоты с включением ЖРД-ускорителя. До этого лётчик выполнил 33 полёта, из них три с ЖРД.
Записки на полях: Погода была малопригодной для полётов опытных машин. К тому же всю ночь бушевала метель, слегка притихшая к утру. На бетонированной ВПП ЛИИ, длиной в несколько километров – метровые снежные барханы. День короткий, а расчистить успели метров шестьсот-семьсот, не более. Но Тиняков получает настойчивые указания – взлетать!
Як-27В имел серьезный дефект управляемости – продольную неустойчивость на взлётной скорости. Но Тиняков надеялся не допустить на взлёте резкого увеличения угла атаки.
Вырулил, получил по радио не очень уверенно сказанное «разрешение на взлёт» от РП. Разбег. Но теперь уже ясно, что для него не хватит расчищенного участка взлётки. Движением ручки «на себя» «подорвал» самолёт. Но скорость значительно меньше расчётной отрыва. Включил ускорители...
Стоявшие у старта инженеры и техники ЛИСа увидели, как с резким гулом ускорителей самолёт задрал нос и без выдерживания полез вверх, все время увеличивая угол тангажа. На высоте около 15 м Тиняков включил форсаж, но, набрав лишь 50 метров, «Як» сорвался в штопор и при ударе о землю взорвался. Рвануло так, что за сотни метров в строениях вылетели стекла...
Наиболее вероятной причиной катастрофы считался отрыв от ВПП на меньшей скорости, чем положено.

Жил на ст. Чкаловская (в черте Щёлкова), затем – в Жуковском. Похоронен в Москве, на Введенском кладбище.
Награждён 4 орденами Красной Звезды, медалями.
Tags: АВИАЦИЯ, безопасность, вертикальные, военные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments