kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Георгий Михайлович ШИЯНОВ


Лётные лики

Г.М. Шиянов - Герой Советского Союза (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), капитан.
Родился 7 декабря/24 ноября 1910-го в Москве, в семье полковника царской армии и педагога. Отец был комендантом военных лагерей на Ходынском поле, поэтому Шияновы жили неподалёку оттуда — в селе Всехсвятском.
В 1928-м окончил Московский радиотехникум. Работал техником на заводе, в ЦАГИ. В 1933-м участвовал в экспедиции по первовосхождению на пик Сталина (пик Коммунизма). В ноябре 1934-го - марте 1935-го служил в армии (артиллерист-наводчик в одной из первых воздушно-десантных частей). В 1935-м окончил лётную школу при ЦАГИ и экстерном - Качинскую ВАШЛ. С сентября 1935-го по апрель 1941-го – лётчик-испытатель ЦАГИ.
Участвовал в испытаниях многих типов. Проводил испытания экспериментальных скоростных СК-1 и СК-2 Бисновата,  истребителя ИС-1 Шевченко и Никитина.
В июле - августе 1941-го в составе 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи Москвы совершил 10 ночных боевых вылетов на МиГ-3.
В 1941 - 1967-х работал лётчиком-испытателем в ЛИИ в Жуковском. Испытывал первый советский реактивный многоцелевой истребитель МиГ-9.
В 13 апреля 1957-го впервые в СССР совершил безаэродромный старт с катапульты на опытном  МиГ-19 (СМ-30).
1 мая 1957 года удостоен звезды Героя Советского Союза - за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.

Записки на полях: "Немало необычных летательных аппаратов довелось мне повидать за долгие годы жизни на испытательном аэродроме. Из нашей «доморощенной», воспитанной в ЦАГИ, компании больше всего таких аппаратов пришлось, пожалуй, на долю Г.М. Шиянова"…
М.Л. Галлай, лётчик-испытатель.





Георгий Михайлович Шиянов участвовал в испытаниях бомбардировщика с дизельным мотором БОК-11, самолёта для дальних перелётов БОК-15, тяжёлого истребителя ДИС, дальнего бомбардировщика Ер-2, дальнемагистрального Ил-18, истребителей Ла-7Р, МиГ-17, МиГ-19, пикирующего бомбардировщика Пе-2, дальнего стратегического бомбёра Ту-4, транспортника Як-6, истребителя Як-9, учебно-тренировочных Як-20, Як-11У и Як-18У и иных типов и их модификаций.

Жил в Москве. В 1968 - 1986-х работал в ЛИИ ведущим инженером, заместителем председателя методсовета.
Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Умер 13 декабря 1995-го. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.
Tags: АВИАЦИЯ, безопасность, военные, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments