?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Энн Веллович КААРМА
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики

Энн Каарма - лётчик-испытатель 1-го класса (1980), майор.
Родился он 9 февраля 1942-го в Таллине. Работал грузчиком на канатной фабрике.
В армии с 1962-го. В 1966-м окончил Черниговское ВВАУЛ, оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 1971-го – в запасе.
В 1973-м окончил школу лётчиков-испытателей, в 1975-м – Московский авиационный институт.
С апреля 1973-го – на лётно-испытательной работе в ЛИИ. С 1973-го – лётчик-инструктор ШЛИ, в 1976 - 1980-х – заместитель начальника ШЛИ по лётной части. С 1982-го – заместитель начальника ЛИЦ по лётной части – начальник комплекса.

Провёл большой объём испытаний на фронтовом бомбардировщике Су-24 на режимах предпосадочного маневрирования и установления минимума погоды; испытания по доводке силовой установки истребителя-перехватчика МиГ-21БИС.
Участвовал в проведении многих испытательных работ на самолётах по тематике института.


Погиб 14 декабря 1983 года при выполнении испытательного полёта на фронтовом истребителе МиГ-23. Начальник лётного комплекса ЛИИ лётчик-испытатель Энн Каарма выполнял испытательный полёт на оценку какой-то доработки автопилота. Взлетал он без форсажа. Сразу после взлёта, ещё на малой скорости, он снял левую руку с рычага управления двигателем, чтобы убрать шасси и включить испытательную аппаратуру, а рычаг стал сам отходить назад. Тяга двигателя упала, скорость ещё более уменьшилась, а угол атаки увеличился до критического (при взлёте на форсаже рычаг стоял бы на защелке и не мог отойти, а скорость быстро бы выросла). Отвлекшись на действия с аппаратурой, лётчик, очевидно, не заметил уменьшения скорости. Самолёт сорвался в штопор...

Жил в Жуковском. Похоронен там же, на Быковском кладбище.
Награжден орденом Ленина, медалями.


  • 1
Глупая смерть... Но к сожалению не нам выбирать...
Независимые эстонские журналамеры наверняка уже раздули, что его убила "проклятая гэбня за его выступления про независимость Эстонии от советских оккупантов"... Вот голову на отсечение даю - что то такое наверняка в Эстонии после 1990 года выходило...

... Когда профи становится очень опытным, он перестаёт обращать внимание на основное, и отвлекается на мелочи. Которые часто и губят.
А по поводу эстонских журана-националистов, ты, скорей всего, прав. Кста, эстонцев в советских ВВС было совсем не мало.

Жаль я по-эстонски не говорю, а то бы посмотрел уже... Наверняка что то есть - ну в их стиле. абсолютно в их...

И не пыытааасяяя пробоватттть... Них не выйдет ни читать, ни говорить так.

слооожно...но моожннооо :-)
Финский надо знать - но это не ко мне. к сожалению :-)

Фамилия у товарища крайне интересная!

Мне кажется, упоминания о политике здесь несколько неуместны.
Лётно-испытательная работа это всегда героизм, особенно если речь идет о боевых машинах, задача которых не осуществить безопасную перевозку, а выполнить боевую задачу. Разумеется, это уже не конная выездка. а родео.
Печально другое.
Некоторые нерадивые жокеи умудряются устроить родео и на 666 раз объезженных спокойных "лошадях", забрав с собой уйму пассажиров!
===
Если политики всё же коснуться, не соглашусь с утверждением, что СССР был тюрьмой народов. Это была единственная успешная попытка создать многонациональное государство-монстр, однако, присущими нам варварскими методами.
И техника у нас была отчасти варварская, поскольку о безопасности и комфорте боевых юнитов, выполняющих на ней свою миссию, думали в последнюю очередь...
Потому столько смертей в испытательных полетах и при эксплуатации в не боевых условиях.

Да политика тут совершенно не при чем... :-) Готов подписаться под каждым твоим словом, ну, пожалуй, кроме "единственная успешная попытка создания многонационального государства"... но это к теме не относится :-)
Человек погиб. и погиб в 1983, а политика - это я про современных эстонских журналамерах, которые очки себе нарабатывают на откровенном вранье против СССР и России :-)

Это и у нас стараются. Вторая древнейшая во всем мире недалека от первой)))

И опять готов под каждым словом подписаться :-)

Увы, увы на мою плешивую голову (((

Дело не в политике, а в технологии. И психологии.

Скорее в затравленном менталитете. Мы всего боимся, думаем, как бы чего не вышло!
И очень стесняемся просто делать своё дело и улыбаться.

Ай, как хорошо сказал!..

Читал о другой версии катастрофы.
На этой машине стояли крылья от самолётов других серий, с другими ограничениями по углу атаки и инной техникой пилотирования.
По-моему у Меницкого есть об этом.

Да,это была странная машина. Как пишут Испытатели, то был единственный МиГ-23, на котором остались крылья “с зубом”, но без отклоняемого носка. Введение в свое время “зуба” на передней кромке крыла отдалило наступление тряски, но зато приблизило срыв. Посадка, да и взлёт стали небезопасными, так как запас по углу атаки до сваливания в момент приземления и при отрыве на взлете составлял всего 1-2°. Представители промышленности вынудили С.А.Микояна (в то время и.о. начальника ЛИИ) временно допустить такие самолёты к эксплуатации с обязательной заменой крыльев позже на новые, изготовленные по образцу, который скоро должны были предъявить на испытания. Для повышения безопасности в инструкцию лётчику записали требование взлетать только на форсажном режиме двигателя, чтобы быстрее набрать безопасную скорость, а посадку выполнять на повышенной скорости. Этот компромисс и «откликнулся», верояино, через полтора десятка лет. Но не он/не только он стал причиной катастрофы.

Помню, когда в детстве ходил мимо его могилы, всегда интересовало, почему его имя на памятнике написано латинскими буквами.

Я вообще-то тоже думал, что надо бы и по-русски написать.

  • 1