kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Анатолий Михайлович КОРНУКОВ

Лётные лики
А.М. Корнуков - военный лётчик, отечественный военачальник, генерал армии в отставке.
Родился 10 января 1942-го в Кадиевке (Стаханове), что на Луганщине.
В Вооруженных Силах с 1959-го. Направлен на обучение в Кременчугское военное авиаучилище первоначального обучения лётчиков. В Кременчугском училище Анатолий Корнуков начал осваивать свой первый самолет – Як-18У. Но в 1960-м училище в Кременчуге было расформировано, а часть курсантов, в том числе А. Корнуков - переведены в Черниговское военное авиационное училище лётчиков, там он пересел уже на МиГ-17. Училище он окончил с красным дипломом в 1964-м. Оставляли работать инструктором - отказался.

Был распределён в 54-й гвардейский Керченский Краснознаменный ИАП Войск ПВО: лётчик, старший лётчик, замкомандира АЭ. Освоил перехватчик МиГ-17П и сверхзвуковой Су-15.
В 1970-м переведён в 47-й ИАП на Дальнем Востоке на должность заместителя командира АЭ по политической части. С 1971-го - командовал АЭ. Лётной работы хватало: на Су-15 и Су-15ТМ Анатолий Михайлович совершал по  8 – 10 инструкторских полётов за смену.
С 1972-го - заместитель, а в 1974 - 1976 годах - командир нашего родного, 777-го ИАП /свидиться не довелось:-))/ . Службист (но не служака) до мозга костей и профессионал в лучшем смыле, но без фанатизма в мозгах, рассказывали служившие при нём. Под командованием Корнукова полк уже через полтора года полностью состоял из лётчиков 1-го класса (единственный в авиации ПВО страны), показывал превосходные результаты, осуществлял вылеты в любое время суток и при любых погодных условиях, безукоризненно выполнял боевые задания.

Записки на полях: Вот один из множества эпизодов. Шла проверка дивизии ПВО инспекцией Минобороны. Учебные цели пересекли Курильскую гряду в местах «провалов» радиолокационного поля. Корнуков предложил неожиданный тактический прием – выставить воздушный заслон из 10 самолётов на расстоянии визуальной видимости (2–3 км) друг от друга. Это дало возможность держать под контролем широкую полосу территории, и хотя бы один лётчик из десяти должен был заметить цель. Так и случилось. Самолёты вели цель, пока она не вошла в зону поражения зенитно-ракетных войск... Этот прием Корнуков не раз использовал и в дальнейшем.
За годы командования Корнукова в полку не было ни единой (!) аварии, ни одной потери - ни в воздухе, ни на земле. Успехи полка были отмечены командованием, и в 1975-м Корнуков получил свою первую высокую государственную награду – орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. За период службы в Войсках ПВО СССР совершил свыше 150 вылетов на разведку (очень любил он это дело) и перехват воздушных целей, предупреждение и пресечение нарушения воздушного пространства СССР.
В 1976-м в военной авиации страны случилось ЧП. Лётчик 530-го ИАП 23-го корпуса ПВО Беленко угнал МиГ-25 с аэродрома Соколовка в Японию. Материальный ущерб, нанесённый стране и её ВС его предательством, исчислялся миллиардами рублей. В этой ситуации командованию пришлось разработать целый ряд мер по обеспечению безопасности и охране государственных секретов (смена дислокации, создание новой системы опознавания и т. д.), носителем которых была и остаётся авиация. Последовали серьезные кадровые перестановки. Для Корнукова они означали повышение в должности. С 1976-го он - заместитель командира корпуса ПВО на Дальнем Востоке. С 1978-го - заместитель начальника авиации 11-й армии ПВО на Дальнем Востоке. В 1980-м заочно окончил Военную академию противовоздушной обороны.
В 1980 - 1985-х - командир 40-й истребительной авиадивизии в Войсках ПВО страны на Дальнем Востоке. Полки дивизии дислоцировались в Советской Гавани, на Сахалине и на Курилах. Находясь в этой должности, 1 сентября 1983 года отдал приказ об уничтожении южнокорейского Boeing-747, дважды вторгавшегося в советское воздушное пространство у берегов Камчатки и Сахалина. При этом Корнуков отдал приказ самостоятельно, под личную ответственность, поскольку его вышестоящее командование не рискнуло взять ответственность на себя (кста, МиГ, сбивший 747-й, был как раз с того самого 777-го ИАП с Сокола, где когда-то служил Корнуков). Впоследствии Анатолий Михайлович никогда не уклонялся от вопросов на эту тему, всегда подчеркивая, что его приказ был основан на нормах международного и советского права. Сам же полёт южнокорейского Боинга, он полагает, был провокацией со стороны США, рассчитанной на выявление действий советской противовоздушной обороны и на ухудшение советско-американских отношений. Показательно, что за это своё решение Корнуков не был ни награждён, ни наказан.
С 1985-го - командир 71-го истребительного авиационного корпуса Войск ПВО СССР, дислоцировавшегося в ГДР. В состав корпуса входили две дивизии и 6 отдельных полков ПВО.
В 1988-м окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил. С 1988-го - первый заместитель начальника авиации Войск ПВО страны.
С 1989-го - первый заместитель командующего, а с 1990-го - командующий 11-й отдельной армией ПВО (наша/моя армия! Штаб-квартира - в Хабаровске, армия была крупнейшей в СССР, прикрывала огромную территорию и включала в себя 4 корпуса ПВО, две отдельные дивизии ПВО, большое количество отдельных частей).

С августа 1991-го - командующий Московским округом противовоздушной обороны, прикрывавшим военные и гражданские объекты на территории 29 субъектов РФ. Когда в конце 1997-го Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны РФ были объединены в единый вид - Военно-воздушные силы Российской Федерации, то их первым Главнокомандующим в январе 1998-го был назначен именно генерал-полковник Корнуков. Провёл всю практическую работу по объединению ВВС и ПВО, при этом сохранив их потенциал. Воинское звание генерал армии присвоено указом Президента РФ Путина от 21 февраля 2000-го.

С января 2002-го - в запасе, уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Поговаривали, что планировалось продление срока военной службы А.М. Корнукова ещё на два или даже на три года (такими полномочиями обладает Президент РФ). Но этого не произошло и Корнуков был уволен в запас. Ходили слухи, что в немилость впал он из-за упорного отрицания им факта поражения украинской ракетой класса «земля-воздух» российского пассажирского Ту-154 над Чёрным морем 4 октября 2001-го.
Штаны просиживать всё же не любил. Летать - любил. При всей своей командирской загруженности за время военной службы в частях освоил восемь типов реактивных самолётов, имеет налёт свыше 3 000 часов. Кандидат военных наук.
Живёт в Москве. С 2002-го работает заместителем генерального директора НПО «Алмаз» по вопросам военно-технической политики. (НПО «Алмаз» является головным предприятием ВПК страны, занимается разработкой зенитно-ракетных комплексов и иных средств ПВО.)
Скончался на 73-м году жизни в ночь на 1 июля 2014 года в Москве.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments