?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ
коты растут
kot_or_osl

Лётные лики

Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ - советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии (1941).
Родился 15/27 июня 1891-го в селе Самбек Области Войска Донского, близ Таганрога.
После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911-м, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу. После революции смог продолжить учёбу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро.
В составе конструкторской группы Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов КБ Туполева. В 1925 - 1936-х Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева.


Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (АНТ-42) - Пе-8.
В 1937-м Петляков был арестован за организацию «Русско-фашистской партии», но как и многие другие арестованные авиаспециалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-29). В это время ему было дано задание спроектировать высотный истребитель. Такой истребитель был спроектирован, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика и он в кратчайшие сроки справился с заданием.
Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобождён в 1940-м за успешную разработку новой машины. В 1941 году он был удостоен Сталинской премии I степени.
Производство пикирующих бомбардировщиков, получивших название Пе-2, было налажено на Казанском авиазаводе. С началом Великой Отечественной  многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства самолётов. На их место вставали подростки и женщины и даже были присланы 100 рабочих-узбеков, которых не взяли на фронт из-за незнания русского языка. В связи с этим Петляков неоднократно обращался в высшему руководству СССР, в том числе и лично к Сталину с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих.

12 января 1942 года, 14 часов 15 минут. В трех километрах от станции Камкино Казанской железной дороги ПЕ-2, заводской № 14-11, ведомый заместителем командира эскадрильи 2-го Дальнеразведывательного авиаполка старшим лейтенантом Овечкиным, следовавшим в паре с самолетом № 12-11, пилотируемым лейтенантом Остапенко, отклонясь от маршрута, резко развернул влево на 160 - 200 градусов и с большим углом снижения пошёл на вынужденную посадку. Случайные очевидцы видели, что на высоте 50 - 100 метров он был охвачен пламенем и пикировал под углом 60 градусов с левым креном. В одном километре от деревни Мамешево машина ударилась о землю. Взрыв бензобаков разметал обломки самолёта на площади 150x50 метров. Экипаж и единственный пассажир - главный конструктор этого самолёта Владимир Михайлович Петляков погибли...
Похоронен В.М. Петляков на Арском кладбище в Казани. В Таганроге, у здания авиаколледжа его имени, установлен бюст конструктора.
Версии гибели:
Плохие погодные условия. По словам очевидцев падения самолёта, погода была морозная и ясная. Однако, судя по сводке о погоде, в районе Арзамаса наблюдалась низкая (до 200 м) облачность.
Пожар. Несмотря на то, что очевидцы утверждали о пожаре в воздухе, по данным медэкспертизы окиси углерода в организме погибших не обнаружено. Тем не менее, в акте комиссии указан «пожар на борту самолета на малой высоте».
Отказ двигателя по причине возгорания. Это наиболее вероятная версии, так как самолёт незадолго перед падением развернуло влево. Сложность пилотирования Пе-2 на малых скоростях обусловлавливается применением «скоростного» профиля крыла, ибо первоначально это был высотный перехватчик. Акт комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы «исключает причину загорания самолёта от моторов» и констатирует, что приёмка (в авральные дни конца декабря) и подготовка были проведены халатно.
Обстрел зенитчиками, защищавшими мост через Пьяну. Версия подтверждения не нашла.
Столкновение в воздухе с другим Пе-2. Несмотря на мнение старожилов деревни Мамешево, никакого отношения к действительности эта версия не имеет.


  • 1
И после гибели Петлякова всем главным запретили летать... Вот так вот...
А вообще дядька был талантливый - он же Туполеву конструировал многое. И не только АНТ-7 (Пе-8), до этого еще много было, он ЕМНИП еще к ТБ-3 руку прикладывал :-)

Главные ОБЯЗАНЫ летать. Туполев на этот запрет - прибор положил!

Главные ОБЯЗАНЫ летать.

И никаких гвоздей!
Представляешь, Костя, а я был не в курсе, что Петляков тоже наш... знал про АНТ, про недавнего героя твоих рассказов. А про В.М.не знал, потому что он не закончил видимо.

Re: Главные ОБЯЗАНЫ летать.

Как видишь, и мои компиляцие могут быть интересны.

неправильно я выразился. Главный и его зам летают на разных самолетов и только не своей конструкции

А вот о таком я не знал.

однако оно есть... и кстати это не только советская придумка - так летают ВСЕ шишки со своими замами ВО ВСЕМ МИРЕ

Ну, ШИШКАМ так положено :-)))

Так ГК это тоже шишка :-) И даже ЗамГК шишка

Таких шишек в стране может быть несколько... Но ШИШЕК - только одна, максимум - две:-))

шишки у шишки? :-) Это целая дипломная может быть :-)

Для дипломатов а нас припасён Ту-116 :-))

  • 1