?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Алексей Дмитриевич ПЕРЕЛЁТ
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики

А.Д. Перелёт - лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно), лауреат Ленинской премии (посмертно), майор.
Родился 14 января 1914-го в селе Вороньки ныне Чернухинского района Полтавской области. Окончил 6 классов и школу ФЗУ паровозоремонтного завода в Харькове, затем в 1937-м - Балашовскую школу лётчиков ГВФ. Работал в ней лётчиком-инструктором.

А.Д. Перелёт в кабине бомбардировщика Пе-2
В РККА - с 1939-го. Участник Великой Отечественной войны.

С 1943-го на лётно-испытательной работе в ОКБ Туполева. Испытывал дальний стратегический бомбардировщик Ту-4, скоростной пикирующий бомбардировщик Ту-10, бомбёр средней дальности Ту-16,  стратегический бомбардировщик Ту-85 и многие другие самолёты.

12 ноября 1952-го лётчик-испытатель Перелёт и его экипаж подняли в первый полёт прототип стратегического бомбардировщика Ту-95/1. К середине мая опытный самолёт успел выполнить 16 полётов с общим налётом около 21 часа.
Погиб 11 мая 1953 года в испытательном полёте на Ту-95/1.
Записки на полях: Вот как об этом дне через сорок лет вспоминал старший военный представитель ВВС на заводе № 156 гвардии инженер-подполковник С.Д. Агавельян:
«11 мая 1953 года проводился очередной, 17-й испытательный полёт, который закончился катастрофой. Самолёт с полной заправкой вылетел в район Ногинска. На аэродроме в этот день находился сам А.Н. Туполев. Всё шло нормально, с опытным самолётом поддерживалась постоянная радиосвязь, и вдруг в динамиках раздался сдержанный и, может быть, излишне спокойный голос Перелёта: «Нахожусь в районе Ногинска. Пожар третьего двигателя. Освободите посадочную полосу. Буду садиться прямо с маршрута». Две-три минуты ожидания и снова голос Перелёта: «С пожаром справиться не удалось, он разрастается, горят мотогондолы, шасси. До вас осталось километров сорок». И затем, через какое-то время: «Двигатель оторвался. Горит крыло и гондола шасси. Дал команду экипажу покинуть самолёт. Следите». И всё, только потрескивание и шумы в динамиках. Связь прервалась…»
Первым пришло телефонное сообщение из ногинского отдела МГБ о том, что самолёт упал северо-восточнее города и горит. Туполев и Агавельян срочно на автомобиле выехали в Ногинск на место катастрофы. За ними на нескольких машинах - работники ОКБ и ЖЛИ и ДБ. Непосредственно к месту катастрофы они добирались пешком через заболоченный лес, а для Туполева достали лошадь. Когда вышли на место трагедии, перед всеми предстала страшная картина. Самолёт, имея на борту несколько десятков тонн керосина, врезался в болотистый подлесок, взорвался и образовал воронку глубиной до 10 метров. На дне воронки догорали восемь огромных покрышек основных стоек шасси, наполняя воздух запахом сгоревшей резины. Рассыпавшись по лесу, экспедиция приступила к поискам оставшихся в живых и останков погибших. Нашли останки командира корабля и обмотанный парашютом труп штурмана. Прибежавшие из ближайшей деревни крестьяне сообщили, что там находятся 5 человек, приземлившихся на парашютах. Результаты катастрофы - четверо погибших, семеро спасшихся на парашютах и уничтоженная надежда советских стратегов - первый опытный самолёт «95». Погибли командир корабля А.Д. Перелет. штурман С.С. Кириченко, бортинженер А.Ф. Чернов, техник по виброиспытаниям из НИИСО А.М. Большаков. Спаслись на парашютах второй лётчик В.П. Морунов, бортрадист Н.Ф. Майоров, ведущий инженер Н.В. Лашкевич, помощник ведущего инженера А.М. Тер-Акопян, бортэлектрик И.Е. Комиссаров, бортмеханик Л.Е. Борзенков, инженер ЛИИ К.И. Вайман.
Ведущий инженер Лашкевич, спускаясь на парашюте, видел, как отделился от самолёта горящий третий двигатель, винты четвёртого двигателя встали во флюгерное положение и самолёт, завалившись в крутую спираль, почти вертикально пошёл к земле.
Во взорвавшемся самолёте погибли Перелёт и Чернов, до последнего момента пытавшиеся спасти опытную машину. Штурман Кириченко покинул самолёт, но его вместе с парашютом накрыло ударной волной и пламенем от взрыва. Большаков покинул самолёт, забыв в суматохе надеть парашют, на котором он сидел, но говорили, что он и не умел им пользоваться. Остальные сумели спастись.
...Первая опытная машина погибла, погибли люди. Требовалось найти причину катастрофы, чтобы подобное не повторилось на втором лётном экземпляре с двигателями ТВ-12, находившемся в постройке. Была создана Правительственная комиссия под председательством Министра авиационной промышленности Хруничева. Были задействованы подразделения МГБ, ВВС, Генштаба, КПСС, Совмина СССР и многих других организаций.
На месте катастрофы один из солдат, откапывавший мотогондолу третьего двигателя, нашёл крупный обломок шестерни редуктора двигателя 2ТВ-2Ф. Его передали для исследований в ЦИАМ. Крупнейший специалист по прочности авиационных материалов Р.С. Кинасошвили определил по структуре излома шестерни, что разрушение носит явно усталостный характер, однако члены комиссии не соглашались с подобным заключением, так как шестерня в составе двигателя наработала всего лишь 10 часов. Двигателисты настаивали на том, что шестерня сломалась от удара и что причина катастрофы - разрушение моторамы. Над Туполевым сгущались тучи…
Но когда были подняты дела ОТК ОКБ-276 (ГК Н.Д. Кузнецов), оказалось, что на 30-м и 40-м часах работы двигателей 2ТВ-2Ф на стендовых испытаниях имело место разрушения шестерён редукторов с пожаром в испытательных боксах...
Поставил точку в истории с катастрофой самолета "95-1" приказ МАП № 114 от 15 октября 1953-го. В приказе были названы причины катастрофы: разрушение промежуточной шестерни редуктора двигателя 2ТВ-2Ф вследствие её недостаточной усталостной прочности и недостаточности эффективности бортовых средств пожаротушения самолета "95". Главным конструкторам Туполеву, Мясищеву, Кузнецову, Микулину вменялось обеспечить качественное и безаварийное проведение лётных испытаний самолётов Ту-95 и М-4. Туполеву, Кузнецову и Макаревскому (начальнику ЦАГИ) до начала лётных испытаний самолёта "95-2" с двигателями ТВ-12 необходимо было организовать и провести статические испытания ТВ-12 с мотогондолой самолёта, а также дополнительные статические и вибрационные испытания по Ту-95. От Кузнецова требовалось до установки ТВ-12 на самолёт обеспечить надежную доводку и штатную проверку двигателей в условиях стендовых испытаний, а также на одной из летающих лаборатории Ту-4ЛЛ. Главным конструкторам указанных самолетов и двигателей необходимо было провести специальные испытания эффективности противопожарной системы самолётов Ту-95 и М-4, особенно в районе силовых установок.
... С позиций сегодняшнего дня можно поучиться, как из трагического события, не потеряв головы, можно максимально получить пользу для продвижения дела.
Ту-95, наши знаменитые "Медведи", на долгое время стали основой отечественной стратегической авиации.
Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
За освоение новой авиационной техники и проявленные при этом героизм и мужество лётчику-испытателю Перелёту присвоено 4 июня 1954-го звание Героя Советского Союза посмертно. За вклад в создание Ту-95 посмертно ему была присвоена в 1957-м и Ленинская премия. Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

  • 1
Спасибо, узнал для себя много нового...

Если бы Усатый не помёр, АНТ пришлось бы дюже плохо...

История не терпит сослагательного наклонения :-) :-)

... И слава те йайцы :-))

По уже не удивительному для меня стечению обстоятельств у меня в журнале сегодня также о катастрофе испытательной машины КБ Туполева, но там о столкновении в воздухе.
Героические были люди, знали, за что отдавали жизнь. Сейчас нет того флага, за который стоило бы отдать её. Пусть цинично, зато правда.

Ну вряд ли дело во флаге...

  • 1