kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Виктор Никифорович БУГАЙСКИЙ

Лётные лики

В.Н. Бугаайский - учёный и конструктор в области авиационной и ракетно-космической техники. Доктор технических наук, трижды лауреат Государственной премии СССР (включая Сталинскую премию II степени в 1952-м).
Родился 25 января/8 февраля 1912-го в селе Ипатово на Ставрополье. После окончания в 1929-м средней школы в Ставрополе работал колхозником в родном селе. В августе 1930-го устроился рабочим-бетонщиком на строительстве Высшего кооперативного института в Москве. В 1931-м поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1936-м.
Ещё будучи студентом, на 4 курсе, принят на должность инженера-конструктора в Опытное КБ авиазавода, главным конструктором которого являлся Сергей Ильюшин.
28-летнему Виктору Бугайскому Ильюшин доверил судьбу одного из самых удачных своих самолётов - бронированного штурмовика Ил-2. Бугайский был ведущим конструктором, а с 1940-го - заместителем главного конструктора по этому самолёту. То был, как уверяют, самый массовый боевой самолёт в истории авиации (произведено свыше 36 тысяч машин). Ил-2 был основным самолётом советских штурмовых авиаполков и принимал участие в боях на всех фронтах Великой Отечественной. В Красной Армии за характерную форму фюзеляжа получил прозвища «Горбатый». Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его «Betonflugzeug» - «бетонный самолёт». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «мясник» (Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf) и «Железный Густав» (Eiserner Gustav). Даже  называли его «чумой» (Schwarzer Tod, дословно - «чёрная смерть»).
В годы Великой Отечественной Виктор Никифорович работал на Куйбышевском серийном заводе № 18, выпускавшем Ил-2, заместителем главного конструктора по производству, а затем и главным инженером авиационного комплекса.
После войны В.Н. Бугайский стал первым заместителем генерального конструктора С.В. Ильюшина. Под его руководством были созданы пассажирские среднемагистральный Ил-12 и ближнеманистральный Ил-14.

Бальнемагистральный Ил-18 также был создан под руководством В.Н. Бугайского.
Работа по военным машинам также не прекращалась. Первый и основной послевоенный реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 - носитель тактического ядерного оружия также был разработан под его руководством. В середине 1950-х то была основная ударная сила фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора. Отличался выдающейся надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации. Участвовал во множестве локальных конфликтов. За создание Ил-28 группе конструкторов ОКБ, в т.ч. и В.Н. Бугайскому, была присуждена Сталинская премия.
Первый в мире реактивный бронированный штурмовик Ил-40 также был создан под руководством Виктора Никифоровича. Ил-40 был разработан в КБ Ильюшина в начале 1950-х годов. Хорошо прошёл лётные испытания, но в серию по ряду причин запущен не был, главным образом, в связи со сменой военной доктрины СССР, в которой доминирующее значение отводилось управляемому ракетному оружию. То был последний сильнобронированный штурмовик 1950-х. Было произведено всего два экземпляра.
Позднее, в 1960 - 1973-х, Бугайский - главный конструктор и руководитель филиала № 1 ОКБ-52. Главным конструктором ОКБ-52 являлся Владимир Челомей. Именно в это время под непосредственным руководством Виктора Бугайского разработаны ракета-носитель «Протон» и космическая станция «Салют».
В 1973 - 1983-х - главный конструктор КБ Калининградского машиностроительного завода (КБ «Звезда»). Основной целью создания КБ было решение задачи разработки первых советских управляемых ракет класса «воздух-земля». За это время были созданы высокоточная авиационная ракета класса «воздух-поверхность» X-25, дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета, тактическая управляемая ракета класса «воздух-поверхность» X-31 и другие.
В 1983 - 1989 годах - первый заместитель генерального конструктора НПО «Молния» по шасси и механизмам, которое возглавлял Г.Е. Лозино-Лозинский. НПО «Молния» занималась разработкой космического корабля многоразового использования «Буран».
Умер в Москве, в 1994 году, похоронен на Троекуровском кладбище.
Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами «Знак Почёта», двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.
Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, история, космос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments