kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Валентина Степановна ГРИЗОДУБОВА

Лётные лики
В.С. Гризодубова -  советская лётчица, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной, первая женщина, удостоенная звания и Героя Советского Союза, и Героя Социалистического Труда.
Родилась в Харькове 10 мая/27 апреля 1909-го (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове); официальной же датой рождения по традиции считается 31 января/18 января по старому стилю 1910-го.
Валентина - дочь российского лётчика и авиаконструктора-изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Уже в 2,5 года она поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет совершила первый полёт на планёре в Коктебеле на слёте планеристов. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно (девочка же из "приличной" семьи) окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.
4 ноября 1928-го, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима. В 1929-м поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. Занималась планёрным спортом. С 1930-го по 1933-й работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем - инструктором лётной школы около подмосковного Тушино.
В 1934-35-х была лётчиком агитэскадрильи им. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939-м назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
В октябре 1937-го установила 5 мировых авиарекордов на легкомоторных самолётах. 24-25 сентября 1938-го как командир экипажа вместе с П.Д. Осипенко и M.M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37бис) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).
В.С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с М.М. Громовым она вступилась за С.П. Королёва, благодаря и их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.
Во время Великой Отечественной, с марта 1942-го по октябрь 1943-го, командовала 101 Авиаполком АДД. На май 1943-го лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943-м присвоено звание полковника.
При этом, по данным командующего АДД А.Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий. В 1944-м, согласно одной версии, с целью получения генеральского звания и преобразования её полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП(б) жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А.Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава АДД. Полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный.
Записки на полях: Между Гризодубовой и Головановым вообще сложились неприязненные отношения. Голованов явно гнобил Валентину Степановну: за 2 года боёв командир авиаполка - 200 боевых вылетов не получила НИ ОДНОЙ награды! Вы найдете подобному примеры? Голованов поступал не по-мужски! Любимчик Сталина,без образования получивший в 1944-м звание главного маршала авиации, не любимый всем офицерским корпусом, вылетел со службы сразу после смерти усатого.
С 1946-го полковник В.С. Гризодубова - в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и ГА. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ радиолокационного оборудования.
В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972-м Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993-го.
Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. В Москве установлен памятник; на доме, где жила (Ленинградский проспект, дом 44) - мемориальная доска.Память о ней многократно увековечена в России, на Украине и в Казахстане.
Удостоена звания Героя Советского Союза 2 ноября 1938-го, звание Героя Социалистического Труда - 6 января 1986-го. Награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, многочисленными медалями.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, гражданские, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments