?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Борис Григорьевич ЧУХНОВСКИЙ
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики

Борис Григорьевич ЧУХНОВСКИЙ - советский авиатор, один из первых полярных лётчиков, полковник.
Родился 28 марта/9 апреля 1898-го в Санкт-Петербурге. Когда ему было четыре года, семья переехала в Гатчину. В 1910-м в Гатчине был построен аэродром и возникла первая в России воздухоплавательная школа. Чухновский тогда сразу увлёкся авиацией. В 1917-м он окончил школу морских лётчиков в Ораниенбауме и начал службу во флоте. Позже участвовал в Гражданской войне на стороне красных в составе Воздушной бригады Волжско-Каспийской военной флотилии.
Первый полёт в Арктику (на Новую Землю) Чухновский совершил в 1924-м, на гидросамолёте-разведчике Ю-20 (Ju.20).

Спасательную арктическую экспедицию на ледоколе «Красин» возглавляли (слева направо): Б. Г. Чухновский, проф. Р. Л. Самойлович, П. Ю. Орас.
В 1928-м он вошёл в состав экспедиции по спасению экипажа потерпевшего катастрофу в Арктике дирижабля «Италия».
Самолёт Чухновского «Юнкерс» ЮГ-1 (таково было обозначение G-24 в СССР, немецкое написание JuG-1) был погружен на ледокол «Красин», совершал разведывательные полёты, 10 июля достиг лагеря Нобиле и сбросил на льдину припасы. 11 июля Чухновский обнаружил двух итальянцев - Мариано и Цаппи, которые за месяц до того вместе с Ф. Мальмгреном покинули лагерь и пытались добраться до Шпицбергена самостоятельно. На обратном пути самолёт совершил вынужденную посадку на льдину и повредил шасси. Чухновский в радиограмме настоял, чтобы «Красин» в первую очередь шел на спасение итальянцев, и экипажу самолёта пришлось провести на льду пять суток.
В 1932-м Борис Чухновский собирался испытывать орнитоптер «Летатлин», но из-за повреждений аппарата испытания не состоялись.
В 1933-м предложил идею специализированного самолёта для использования в Арктике, составил технические требования к такому самолёту. Самолёт ДАР (дальний арктический раведчик) - многоцелевую летающую лодку сконструировал Р.Л. Бартини, Чухновский участвовал в его создании в качестве летчика-испытателя в 1935-1936-х.
В 1937-1938-х Чухновский участвовал в поисках Сигизмунда Леваневского.
Участвовал и в Великой Отечественной - в составе Северного флота, дослужился до звания полковника. После войны продолжил служить в полярной авиации Главсевморпути.
Умер 30 сентября 1975 года. Похоронен на Новом кладбище Гатчины. В Гатчине на мемориальной доске ему даже "присвоили" звание Героя Совесткого Союза... Не был он им, а жаль!
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалями. Именем Чухновского названы улицы и переулки в Кольчугине, Омске, Ростове-на-Дону, Шахтах, Фурманове. В советско-итальянском фильме «Красная палатка» (1969) роль Бориса Чухновского исполнил Никита Михалков.


  • 1
Владимир Додонов. "Ему покорялись сразу две стихии - море и воздух"

:": ... С началом войны Чухновского назначили заместителем командира одного из авиаполков Северного флота. Начались постоянные боевые вылеты на разведку и на бомбежку вражеских позиций или военных объектов. Нередко приходилось вступать и в воздушные бои с "Мессерами" и "Фоккерами". Удивительно, но самолет Чухновского ни разу не получил серьезных повреждений, хотя критических ситуаций было много. Однажды экипаж Чухновского шел на бомбежку объекта в районе Петсамо. Высота около 4 тысяч метров. Неожиданно, недалеко от цели отказали сразу оба мотора. Самолет стал планировать. Затем удалось запустить один мотор. На этом моторе отбомбили объект и едва дотянули до дома. В 1946 году Чухновский оставил штурвал самолета, но 10 лет еще работал инспектором полярной авиации - исключительный пример авиационного долголетия.



Спасибо за интересное добавление!

  • 1