kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

СОС - SOS

SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки», передаваемую без пауз между буквами ( · · · - - - · · · ).
Таким образом, SOS - это отдельный символ азбуки Морзе, представленный в виде последовательности букв лишь для удобства запоминания.
Вопреки распространённому убеждению, SOS не является аббревиатурой. Это просто случайно выбранная последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как Save Our Ship (спасите наш корабль), или Save Our Souls, Save Our Spirits (спасите наши души), или Swim Or Sink (плывите или утонем), или даже Stop Other Signals (прекратите другие сигналы) появились после принятия сигнала.

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, но кооперация была затруднена национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями.
В 1903-м в Берлине прошла 1-я международная радиотелеграфная конференция. Процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 года, и утверждал, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море», стандартный сигнал не был утверждён.
Так как не было общих правил, отдельные организации разрабатывали собственные сигналы бедствия. 

Часы радиста. Цветными секторами на циферблате обозначены трехминутные периоды радиомолчания, когда все служебные станции должны прослушивать частоты сигналов бедствия: красные - 500 кГц, синие -  2174,5, 2182 и 2187,5 кГц

В 1906 году в Берлине состоялась 2-я Международная радиотелеграфная конференция. В её работе приняли участие представители двадцати девяти стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции, и Японии.
Основным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия.
Представитель немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» предложил ритмичное сочетание SOS ( · · ·  - - -  · · · ). Предложение было принято почти единогласно.
По подписанной 3 ноября 1906 года в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море и был установлен сигнал SOS. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его с судов вне всякой очереди. 
С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал SOS заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии — GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Существует слух о том, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие Титаника в ночь на 15-е апреля 1912 года, в 00:45. В действительности же, первое известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909-года, американским судном Arapahoe.  Сигнал был зафиксирован Американской телеграфной организацией на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.


В авиации в качестве сигналов бедствия используются сигналы Mayday или Pan-pan, передаваемые по голосовой связи.



Tags: армейское, гражданские, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments