kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Павел Петрович РАДЧУК

Лётные лики
П.П. Радчук - участник Великий Отечественной. Герой Советского Союза (1943). Гвардии подполковник.
Родился 3 августа 1909 года в селе Сычин Холмского уезда Люблинской губернии Российской империи. Первая мировая отняла у него отца, а в 1915-м он вместе с матерью и братом вынужден был бежать вглубь страны. Семья осела на Дону,  в Ростове. В 1920-м от сыпного тифа умерла его мать, а вскоре он потерял и брата. Павел попал в детскую коммуну, где он провёл три с половиной года. После окончания 7-го класса в 1924-м устроился подсобным рабочим на Гомельницу № 1 акционерного общества Хлебопродукт. Был направлен на учёбу в школу ФЗУ, по окончании которой в 1927-м вернулся работать на мельницу уже квалифицированным слесарем.
В 1929-м по рекомендации комсомольской ячейки Радчук поступил в военно-теоретическую школу лётчиков. Окончив в 1930-м ВТШЛ, Радчук продолжил обучение в военной школе лётчиков-испытателей. С 1931-го он лётчик - инструктор Серпуховской военной авиационной школы пилотов.
С началом Великой Отечественной Павла Петровича направили в 579-й дальнебомбардировочный авиационный полк, формирование которого началось в Подмосковье. В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший лейтенант Радчук с октября 1941-го он - командира дальнего бомбардировщик ДБ-3Ф.
Во время Московской битвы Павел Петрович произвёл не менее трёх одиночных боевых вылетов в дневное время. Полк нёс большие потери, но высокое лётное мастерство, а иногда только удача позволяли Павлу избегать встреч с вражескими истребителями и преодолевать наземную систему немецкой ПВО. Будучи одним из наиболее опытных лётчиков полка, П. Радчук часто вылетал на боевые задания в качестве ведущего в паре с молодым экипажем, а нередко водил в бой и звено дальних бомбардировщиков. Вскоре ему было присвоено звание капитана.
К февралю 1942-го Радчук в составе своего полка, в начале декабря 1941 года переименованного в 751-й дальнебомбардировочный авиационный полк, совершил 35 боевых вылетов на бомбардировку ближних и дальних тылов противника, в том числе крупнейших на московском направлении аэроузлов противника в Смоленске и Вязьме. За отличие в Московской битве Павел Петрович был награждён орденом Красного Знамени.
После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой на фронтах возникло недолгое затишье, что позволило советскому командованию серьёзно подумать о нанесении воздушных ударов по политическим центрам врага, его промышленным объектам на территории Германии и других стран оси. В марте 1942-го в дальнебомбардировочной авиации произошли большие преобразования, в результате которых 751-й полк был преобразован 751-й авиационный полк дальнего действия (ДД). Радчук, досрочно получивший звание майора, был назначен на должность командира авиаэскадрильи.
Среди целей экипажа Радчука в этот период появились промышленные объекты в Кёнигсберге, Данциге и Варшаве. Но всё же приоритетной целью оставалась военная инфраструктура противника в ближних и дальних армейских тылах. Чувствовалось, что немцы готовят новое широкомасштабное наступление.
К сентябрю 1942-го на счету экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4 в составе командира корабля майора П.П. Радчука, штурмана корабля капитана П.П. Хрусталёва, стрелка-радиста старшего сержанта В.К. Шереметьева и воздушного стрелка сержанта Колосова произвёл с начала войны 120 успешных боевых вылетов и нанёс значительный урон врагу.
В августе 1942 года немецко-фашистские войска прорвались к Волге. Советское командование бросило на разгром противника под Сталинградом почти всю имевшуюся в его распоряжении авиацию, в том числе и 17-ю авиадивизию ДД, в состав которой входил 751-й авиаполк. Во время Сталинградской битвы майор Радчук совершил 24 ночных боевых вылета на бомбардировку скоплений войск противника и его военной инфраструктуры. При этом Павел Петрович летал, как правило, с повышенной бомбовой нагрузкой и порой делал до четырёх вылетов за ночь. Ударам подвергались и железнодорожные станции, через которые противник осуществлял переброску резервов на сталинградское направление, а также военные объекты в Восточной Пруссии и Польше.
За отличие в боях 751-й бомбардировочный авиаполк ДД был преобразован в 8-й гвардейский, а в двадцатых числах апреля Радчук был произведён в гвардии подполковники. К этому времени Павел Павлович имел на своём боевом счету 207 успешных вылетов с общим налётом 715 часов, при этом не имея ни одного случая потери ориентировки или невыполнения боевого задания. Ни плохие метеоусловия, ни яростный огонь зенитной артиллерии, ни атаки немецких истребителей не могли остановить его экипаж на пути к цели. При этом 9 боевых вылетов он совершил на бомбардировку объектов в глубоком вражеском тылу, в том числе в Берлине, Кёнигсберге, Данциге и Варшаве.
25 апреля 1943 года командир полка гвардии полковник Тихонов представил гвардии подполковника Радчука к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 27 июля 1943 года.

В.В.Решетников, В.Ф.Рощенко, П.П.Радчук, П.П.Хрусталев. Снимок 1943 г.на заднем плане ИЛ-4
В середине мая 1943-го из состава 8-го гвардейского авиаполка ДД было выделено несколько экипажей, из которых началось формирование 19-го гвардейского авиаполка ДД. Командиром нового соединения был назначен гвардии подполковник А.И. Шапошников, а его заместителем стал гвардии подполковник П.П. Радчук. К середине сентября 1943-го общими усилиями они создали вполне боеспособный коллектив, который хорошо зарекомендовал себя во время Смоленско-Рославльской операции, за что был удостоен почётного наименования «Рославльский». В конце сентября - начале октября 1943-го лётчики полка активно участвовали в Битве за Днепр, нанося бомбовые удары по Восточному валу немцев. Как заместитель командира полка Павел Петрович уделял много внимания подготовке молодых экипажей.
Записки на полях: «Вместе в Павлом Петровичем Радчуком, теперь уже заместителем командира полка, мы, все три комэска, Франц Рогульский, Саша Романов и я, возвратясь с боевого задания, пересаживались, пока ещё держалась ночь, в передние кабины и крутили над аэродромом полёт за полётом с наконец дождавшимися нас молодыми лётчиками», — вспоминал его однополчанин Василий Васильевич Решетников.
Утром 5 октября гвардии подполковник Радчук вернулся с боевого задания по бомбардировке немецких укреплений на правом берегу Днепра. После короткого отдыха Павел Петрович решил потренировать экипаж лейтенанта Чеботарёва, однако во время учебного полёта самолёт неожиданно стал терять высоту и врезался в землю между селом Иваньково и деревней Юрцово Иваньковского района Тульской области... Лётчики Радчук и Чеботарёв погибли на месте. На следующий день, не приходя в сознание, от полученных травм скончался стрелок-радист старший сержант Спорыхин.
Записки на полях: Вспоминая обстоятельства гибели гвардии подполковника Радчука, В.В. Решетников в своих мемуарах отмечал:
Причин его гибели так никто и не раскрыл. Свидетелей не было. Обломки молчали. В них лежал Павел Петрович и экипаж молоденького лейтенанта Чеботарёва. Кто-то уверял, будто вскочили они в мощно-кучевое облако и оттуда вывалились в беспорядочном падении. Предположений было множество - техника, ошибки, усталость… Поговаривали о залётном «мессере». Это предположение начальству понравилось больше других. На том и сошлись...
Похоронен П. П. Радчук на Соборной (Красной) горе в Серпухове Московской области. В ноябре 2012 года фрагменты разбившегося у села Иваньково Ил-4 были обнаружены тульскими поисковиками.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments