?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Алексей Сергеевич БОРОДАЙ
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики

А.С. Бородай - лётчик-испытатель 1-го класса (29.12.1983), космонавт-испытатель (12.02.1982), полковник(02.04.1985).
Родился 28 июля (по документам 4 августа) 1947-го в с. Бородаевка, Руднянского р-на Сталинградской обл. В 1965-м закончил 11 классов средней школы. С октября 1965-го был рабочим на Волгоградской гидроэлектростанции.
Летом 1966-го проходил подготовку в Волгоградском учебно-авиационном центре ДОСААФ. Получил право пилотирования Як-18У. Летом 1967-го там же получил право пилотировать Л-29.
В октябре 1968-го окончил Грозненский авиационный центр ДОСААФ. Получил право пилотировать самолеты УТИ МиГ-15, МиГ-17.
С 7 октября 1968-го в армии. В ноябре 1969-го сдал экзамены при Качинском ВВАУЛ за полный курс среднего военного авиационного училища лётчиков по специальности «Пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов» и квалификацию «пилот-техник». С 25 декабря 1969-го служил лётчиком, с 27 апреля 1971-го - старшим летчиком, а с 14 сентября 1972-го – командиром звена 773-го ИАП ВВС 16-й Гвардейской истребительной авиадивизии в составе ГСВГ.
С 17 ноября 1972-го зачислен в распоряжение командующего 1 Отдельной дальневосточной воздушной армии (ОДВА) 16 ВА. С 18 января 1973 года служил командиром звена 224 ИАП 303 ИАД 1 ОДВА 16 ВА. С 18 ноября 1975 года служил заместителем командира эскадрильи – штурманом, а с 16 марта 1976 года – командиром эскадрильи 300-го авиаполка истребителей-бомбардировщиков (АПИБ) 83 смешанной авиадивизии (САД) 1 ОДВА (аэродром Озерная Падь, село Кремово). В 1975–1976 годах обучался в Хабаровском филиале КИИГА на заочном отделении. Затем перевелся на 2-й курс МАИ. С сентября 1976 по 27 июня 1977 года учился на курсе самолётного отделения Центра подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ) ВВС в Ахтубинске, и по окончании получил квалификацию лётчика-испытателя 3-го класса.
С 29 июня 1977 года служил лётчиком-испытателем 5-й, а с 27 сентября 1977 года – старшим лётчиком-испытателем 4-й авиационно-испытательной эскадрильи службы лётных испытаний бомбардировочной авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС им. Чкалова.
С 5 мая 1979 года служил старшим лётчиком-испытателем, затем ведущим инженером – старшим лётчиком-испытателем 4 авиационной испытательной эскадрильи службы лётных испытаний истребителей-перехватчиков ПВО самолётов фронтовой авиации 1 Управления ГКНИИ ВВС им. Чкалова.
С 1976 по 24 июня 1981 года учился в Ахтубинском филиале МАИ на вечернем отделении «Взлёт» по специальности «Самолётостроение». По окончании учебы получил специальность «инженер-механик».



09.1977 – 08.1987 г. Старший лётчик-испытатель. Испытывал от МиГ-15 до МиГ-31,
от Су-7 до Су-27 (кроме Су-9),
Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрiя» и их модификации.


В 1978 году был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС им. Чкалова для проведения атмосферных испытаний МТКК «Буран». Прошел обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК) и на заседании Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) 1 декабря 1978 года был утвержден в качестве члена группы летчиков-испытателей.
С января 1979 по ноябрь 1980 года проходил (методом сборов) общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина в качестве слушателя-космонавта. После окончания ОКП вернулся в ГКНИИ ВВС (г.Ахтубинск) на испытательную работу. На заседании (МВКК) 12 февраля 1982 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
7 августа 1987 года приказом Министерства обороны СССР (МО) зачислен в образованную в 4-м Научно-испытательном управлении Чкаловского филиала ГКНИИ ВВС (в поселке Чкаловский Московской области) группу космонавтов-испытателей и назначен ее командиром. Проходил подготовку по программе испытаний специального экземпляра корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02), осуществлял её военно-научное сопровождение.
Выполнил 6 полетов на самолете-аналоге БТС-02 в качестве второго пилота.

Бачурин и Бородай
С ноября 1990 по март 1992 года проходил подготовку в составе группы (вместе с И.И. Бачуриным иЛ.К. Каденюком) к полету на КК «Союз ТМ-спасатель» в качестве командира экипажа. Проводились испытания андрогинно-периферийного узла по программе стыковки с МТКК «Буран». Успешно сдал все экзамены, но программа была закрыта.
С декабря 1992 по декабрь 1993 года исполнял обязанности начальника группы космонавтов ГКНИИ ВВС.
29 декабря 1993 года приказом МО РФ уволен в запас и отчислен из группы космонавтов ГКНИИ ВВС.

С 20 января 1994 по 8 октября 1996 года работал лётчиком «Аэрофлота» в Шереметьево. Летал на самолете Ан-124 «Руслан».
8 октября 1996 года выполняя рейс на Ан-124 «Руслан» в Италию, при посадке в Турине попал в авиационную катастрофу
и получил тяжёлые ранения (потерял обе ноги).
Записки на полях: Бородай, которому по полетному заданию предстояло посадить самолёт в Турине, шел на посадку с расчётом на перелёт, поскольку хорошо помнил, что точка приземления смещена вперед по движению на 1300 метров от начала полосы. Так что, едва выбравшись из облаков, Ан-124 прошел начало ВПП.
КВС Александр Угрюмов за долгие годы лётной работы визуально привык начало полосы проходить на высоте втрое меньшей, видеть её под строго определенным углом. Решив, что при таком заходе на посадку может не хватить длины полосы, он дал команду уходить на второй круг. Бородай же считал ситуацию штатной и продолжил заход…
…Машина была уже меньше, чем в метре от земли. Мощность двигателей – минимальная. Угрюмов двинул ручку газа вперед – единственно правильное решение профессионального лётчика при попытке уйти на второй круг. Но на Ан-124 система управления двигателями переусложнена и вывод на полный газ требует нескольких операций. Прекрасный лётчик, Угрюмов сразу понял свою ошибку и повторил всю процедуру уже правильно. Но тут засбоила система, и на полную мощность вышел только один двигатель. Затем еще две попытки дать мощность моторам, но система окончательно вышла из строя.
Проходя над полосой, самолёт начал отворачивать вправо, потерял скорость и упал. КВС Угрюмов и лётчик сменного экипажа Олег Припусков, за минуту до этого вошедший в кабину, погибли. Под развалинами фермы погибла итальянская супружеская чета. Пострадали 13 человек из числа, находившихся на борту. Они были госпитализированы, причем некоторые в довольно сложном состоянии (у троих членов экипажа состояние было «тяжелым», а у одного – «критическое»). Остальные 8 человек благополучно выбрались из салона, не пострадав при столкновении с землей.
В этой катастрофе Алексей Бородай лишился обеих ног. Он очнулся только через несколько дней в госпитале. Итальянский корреспондент рассказал, что в последний момент он отворачивал вправо от стоявших впереди школы и детского сада. Затем зацепили крылом за какую-то трубу, и самолет упал…
По мнению Бородая, в катастрофе были виноваты и техника, и экипаж. Но главное – это серьезный конструкторский недостаток в системе управления двигателями, который и привел к ошибке пилота. Военные летчики-испытатели отмечали этот недостаток самолета, но он не был устранен, и машина пошла в серию. В результате того же конструкторского недостатка и опытный летчик-испытатель ОКБ Антонова допустил аналогичную ошибку и тоже разбил самолет. К счастью, экипаж остался жив.

Со 2 ноября 1998 года работал методистом тренажерного комплекса Военно-воздушной академии им. Гагарина.
Награжден орденом Красной Звезды (19.02.1986), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (за работу по программе «Буран»), медалью «60 лет Вооруженных сил СССР», медалью «70 лет Вооруженных сил СССР», медалью «За безупречную службу» II степени, медалью «За безупречную службу» III степени.