?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Александр Евгеньевич ГОЛОВАНОВ
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики
Александр Евгеньевич ГОЛОВАНОВ - красногвардеец, чекист, военный лётчик, советский военачальник, единственный высший офицер, столь высокого звания, который практически участвовал во всех военных конфликтах, в которых принимал участие СССР (кроме гражданской войны в Испании), пользовавшийся благосклонностью Сталина, но ни разу не удостоенный звания Героя Советского Союза.
Родился 7 августа 1904-го - в семье капитана буксирного парохода и дочери казнённого народовольца Николая Кибальчича. В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус. В октябре 1917-го 13-летний Голованов вступил в Красную гвардию – благо рост был под два метра и сам он выглядел на 16 лет. Работал с 1918-го курьером в конторе «Профсохлеб» Народного комиссариата продовольствия. По собственной автобиографии – в Красной Армии с мая 1919-го. Воевал на Южном фронте, разведчик 59-го стрелкового полка, был контужен в бою. После демобилизации в октябре 1920-го Голованов вступил в ЧОН, а согласно собственной автобиографии работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и Флота – курьером, в Центропечати – агентом, в Волгосудстрое – на сплаве леса, агентом и в 5-м Волжском полку ГПУ в Нижнем Новгороде – электромонтёром.
В 1924-м - 1933-м – в органах ОГПУ в особых отделах и на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. Принимал участие в аресте Бориса Савинкова. В 21 год уже носил четыре шпалы на петлицах – капитан госбезопасности (полковник по более поздним понятиям). Работая в органах, дважды выезжал в командировки в Китай (провинция Синьцзян) в 1930-м и в 1931-м. В 1931-м -1933-м был прикомандирован в Народный комиссариат тяжёлой промышленности, где работал ответственным секретарём заместителя наркома.
В 1932-м окончил лётную школу Осоавиахима, с 1933-го по 1941-й работал в Аэрофлоте, где занимал должность пилота, командира отряда.
В январе 1935-го Голованов назначается начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (с центром в Иркутске). В 1937-м был исключён из партии, после чего уехал в Москву, «за правдой». КПК выяснила, что исключён он ошибочно, но в Иркутск А.Е. Голованов уже не вернулся, оставшись работать лётчиком в Московском управлении.
Вскоре Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения. В 1938-м газеты писали о нём, как о лётчике-миллионере, то есть налетавшем миллион километров. Участвовал в боевых действиях на р. Халхин-Гол и в Финской войне. В январе 1941-го, по совету Якова Смушкевича (генерального инспектора ВВС), Голованов пишет письмо Сталину о необходимости специальной подготовки лётчиков дальней бомбардировочной авиации к полётам в плохую погоду, вне видимости земли.
После личной встречи со Сталиным, Александр Евгеньевич в феврале 1941-го назначается командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации, а с августа 1941-го -командиром 81-й АД АДД. Генерал-майор авиации (25.10.41).

В феврале 1942-го назначен командующим АДД при Ставке Верховного главнокомандования. Генерал-лейтенант авиации (05.05.1942). С этого момента до конца войны руководил советской дальней авиацией, пользовался симпатией и доверием со стороны И. Сталина. Генерал-полковник авиации (26.03.43). С декабря 1944-го назначен командующим 18-й ВА, в которой была собрана вся дальнебомбардировочная авиация.

Голованов А.Е.и Жуков Г.К. на фронте.
Записки на полях: Лично участвовал в осуществлении, в целом, неудачных дальних бомбардировочных рейдов (например, в бомбардировке Берлина на начальном этапе Великой Отечественной). По данным немецкой разведки: «Голованов, в числе немногих, имеет право на свободный доступ к Сталину, который называет его по имени в знак своего особого доверия». В своих воспоминаниях Голованов упоминает о перелёте (подготовленном им лично) Сталина и всех советских представителей на Тегеранскую конференцию. Летели два самолёта. Голованов лично управлял вторым, на первом, которым управлял Виктор Грачёв, летели Сталин, Молотов и Ворошилов.
Маршал авиации (03.08.43). Главный маршал авиации (19.08.44). С апреля 1946-го – командующий дальней авиацией СССР. В 1948-м по не вполне понятным причинам вдруг был снят со своего поста.
В 1950-м окончил Академию Генерального штаба. В 1952-м был назначен командующим воздушно-десантным корпусом. В 1953-м, после смерти Сталина отправлен в запас.
Свыше 10 лет работал начальником одного из училищ гражданской авиации.
В годы вынужденного бездействия Александр Евгеньевич по¬ступил на вечернее отделение Института иностранных языков. В 1955-м участвовал в арктических экспедициях в качестве второго пилота Ил-14, командиром которого был знаменитый полярный летчик И.П. Мазурук.

Автор книги воспоминаний «Дальняя бомбардировочная», в которой большое внимание уделил своим встречам и взаимоотношениям со Сталиным. При жизни автора книга издавалась со значительными купюрами и не отдельным изданием, а в журнальном варианте, отдельными главами - на протяжении пяти лет. Впервые издана полностью только в конце 80-х.

Скончался 22 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Именем маршала Голованова названы улицы в Нижнем Новгороде и в Москве. В Смоленске установлены на постаменте реактивный дальний бомбардировщик Ту-16 и памятная доска в честь создания 212-го Отдельного дальнебомбардировочного АП, которым командовал подполковник Голованов.

К 95-летию со дня рождения имя «Александр Голованов» было присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160.
Награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, тремя орденами Суворова 1-й степени, орденом Красной Звезды; многочисленными медалями, орденами Польши и Монголии. Среди его наград - знак «Отличник Аэрофлота» и знаки «За безаварийный налёт» 300 000 и 500 000 км