kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Владимир Николаевич КАЛАЧЁВ

Лётные лики
В.Н. Калачёв - летчик-истребитель, Герой Советского Союза, майор.
Родился 10 августа 1910-го в дер. Гора ныне Кирилловского района Вологодской области, в семье учителя. С 1924-го жил в Ленинграде. Окончив 7 классов, в 1926-м - 1928-м работал подрывником на станции Чупа в «Карелмуртресте», с июня 1928 года - учеником слесаря на Ленинградском заводе «Красный химик» и с февраля 1929-го - слесарем на заводе «Красный путиловец» (ныне АО «Кировский завод»).
В РККА с июня 1932-го, по комсомольской путёвке поступил на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В декабре 1934-го окончил Энгельсскую школу военных лётчиков. Служил в частях Забайкальского военного округа: лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, с декабря 1938 года - комиссаром полка.

И-16 тип 17 из состава 22-го ИАП, 1939 год




.

Участник боёв с японскими милитаристами у реки Халхин-Гол с 23 мая по 16 сентября 1939-го. В первых девяти воздушных боях сбил пару японских истребителя. Всего сбил лично 2 и в группе - 2 японских самолёта. Был ранен.

29 августа 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1939-м - 1941-м был военным комиссаром 35-го ИАП, а затем инспектором по технике пилотирования 72-й ИАД Закавказского ВО.
Участвовал в Великой Отечественной с июня 1942-го. Командовал прославленным 15-м истребительным авиаполком.
С августа 1941-го майор Калачёв командовал 17-м запасным ИАП Уральского ВО. Менее чем за полгода под его руководством были подготовлены и отправлены на фронт 6 истребительных авиаполков на английских «Харрикейн» и 100 лётчиков на советских самолётах МиГ-3.
В декабре 1941 г. 15-й ИАП был выведен в тыл на переформирование и направлен в Чебоксары для получения самолётов и доукомплектования личным составом.

Полк получил 21 Лагг-3. После переучивания на новый тип, в июне 1942-го под командованием майор Калачёва полк вошел в состав 226-й ИАД 2-й ВА.
Записки на полях: Рассказывает однополчанин, Ситковский: «28 июня стал для полка трагическим. Вылеты начались в пять часов утра. В восемь стало известно, что с задания не вернулось шесть самолетов… О их судьбе до сих пор ничего не известно.
Наш аэродром был хорошо замаскирован, самолеты стояли в капонирах на опушке леса. Около 12 часов с северо-запада к аэродрому летел немецкий разведчик „хеншель-126“. Люди на аэродроме прекратили всякое движение, чтобы не демаскировать себя. Но в это время после выполнения боевого задания пошли на посадку два наших истребителя. В их баках не оставалось горючего, и один из них был в бою изрешечен осколками снарядов. Их посадку заметил „хеншель“.
Майор Калачев был уже в кабине самолета и через несколько секунд взмыл в воздух. Враг-разведчик не должен уйти, иначе вскоре на аэродром упадут бомбы, уничтожат людей и самолеты. Калачев настиг врага и атаковал его. „Хеншель“ развернулся, полетел в нашу сторону, маневрировал, делая крутые развороты, взмывал вверх и опускался до земли. Калачев его упорно преследовал. Ему удалось прижать врага к земле, беспрерывно стреляя. „Хеншель“ полез вверх, намереваясь развернуться в сторону леса и скрыться на фоне зелёного массива. В это время у Калачева кончились боеприпасы. Эфир донес голос командира полка:
- Кончились боеприпасы… Иду на таран!..
Он дал полный газ, быстро настиг „хеншеля“ и правой плоскостью ударил его по хвосту. От сильного удара оба самолета разлетелись на куски».
28 июня 1942 года в воздушном бою в районе д. Мокрец Белгородской обл. таранил самолёт-разведчик и погиб...
Захоронен в парке, в Братской могиле № 1 (Старый Оскол).
Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орден Красной Звезды, орденом Красного Знамени (Монголия); медалями.
Его именем названа улица в городе Кириллов.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments