kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Авиакалейдоскоп одного дня

... А ещё был случай

14 августа, 1901 год. Вероятно, первый управляемый моторный полёт с человеком на борту! Густав Альбин Уайтхед /Gustave Whithead (Weisskopf) (1874 - 1927)/ летал на построенном им самолёте «Model No.21» в Fairfield, Connecticut. За целых два (!) года до исторического полёта братьев Райт. Один двигатель приводил в действие и воздушные винты, и колеса шасси. Полёт проходил на высоте 15 метров, и Уайтхэд пролетел всего около 800 метров.
Данный случай был зафиксирован газетами Bridgeport Herald, New York Herald и Boston Transcript, а также показаниями многочисленных свидетелей. В 1930-х свидетели дали 15 подтвержденных присягой и подписанных показаний под присягой, большинство из них засвидетельствовало полёты Уайтхеда; каждый из них засвидетельствовал полёт над Саунд.

14 августа, 1931 год. Первый полёт цельнометаллического пассажирского АНТ-14 «Правда»; М.М. Громов. Этот пассажирский самолет на 35 мест с 5-ю моторами строился для предполагавшейся трансконтинентальной линии Москва - Владивосток. Серия не строилась, поскольку из-за малого пассажиропотока использование самолёта было нерентабельным.
АНТ-14 был флагманом агитэскадрильи им. М. Горького.


14 августа, 1932 год. Неофициальный мировой рекорд высоты полёта на ЦАГИ 1-ЭА установил лётчик и учёный А.М. Черёмухин - 605 м.
Первый советский вертолёт 1-ЭА был построен Б. Юрьевым и А. Черёмухиным. Но конструкция была несовершенной, поэтому после экспериментального полёта работы были приостановлены.


14 августа, 1936 год. Немецкие транспортные Ju-52/3m, переоборудованные в бомбардировщики, впервые приняли участие в боевых действиях - в Испании.

14 августа, 1958 год. Учреждены почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР».
Всего заслуженными лётчиками-испытателями СССР стали 419 человек (из них 274 - испытатели авиапромышленности, а 145 - военные испытатели). Среди заслуженных лётчиков-испытателей СССР: 3 дважды Героя Советского Союза, 97 Героев Советского Союза, 23 Героя Российской Федерации, 2 Героя Украины и один Национальный Герой Казахстана.


14 августа, 1959 год. Лётчик-испытатель В.С. Ильюшин на Т-43-1 установил мировой рекорд высоты полёта - 28852м.


14 августа, 1965 год. Первый полёт серийного пассажирского Ту-134, построенного на Харьковском авиазаводе.


14 августа, 1972 год. В Бранденбурге около Кёнигс-Вустерхаузена потерпел катастрофу Ил-62 а/к Interflug. Крупнейшая авиакатастрофа в Германии.
Чартер летел на Чёрное море, в болгарский Бургас. Ил-62 вылетел из а/п Берлин-Шёнефельд и начал набор высоты. Но уже через несколько минут, когда самолёт пролетал мимо Котбуса, находясь в ста километрах от Берлина и на высоте 8900 метров, экипаж заметил, что возникли проблемы со стабилизаторами. Экипаж связался с берлинским аэропортом и доложил о намерении вернуться. Стали сливать лишнее топливо, чтобы облегчить самолёт и выровнять его центровку, начали постепенно снижаться. Вскоре экипаж обнаружил задымление в хвостовой части, а затем отказали рули высоты. Пилоты связались с диспетчером и объявили сигнал бедствия Mayday, заявив, что они потеряли контроль за спуском самолёта и что на борту пожар.
У Ил-62 отделился вертикальный стабилизатор, на котором также крепились и горизонтальные рули высоты, после чего лайнер потерял устойчивость и перешёл в крутое пике. Из-за возникших колоссальных аэродинамических перегрузок у него оторвало хвостовую часть, а фюзеляж ракетой врезался в лесной массив.
Все 156 человек на борту самолёта погибли. Это крупнейшая авиакатастрофа в ГДР, и во всей Германии, а на момент событий ещё являлась и второй крупнейшей авиакатастрофой в мире. Расследованием было установлено, что патрубок в хвостовой части самолёта, через который проходил горячий воздух, в течение какого-то времени имел протечку. Воздух температурой около 300 градусов ослабил конструкцию и изоляцию электрических проводов, при выполнении взлёта произошло короткое замыкание, и в четвёртом грузовом отсеке начался пожар, ослабивший структуру фюзеляжа. Довольно быстро были выведены из строя рули высоты, от самолёта оторвало сперва киль, а затем и всю хвостовую часть, что привело к неконтролируемому падению.


14 августа, 1983 год. Впервые в СССР посадка военного самолёта на гражданское судно; Ю.Н. Козлов на СВВП Як-38 сел на контейнеровоз «Агостиньо Нето». Заманчивые перспективы открывала теоретическая возможность эксплуатации Як-38 не только с авианесущих крейсеров, но и с гражданских судов - контейнеровозов и сухогрузов. С целью проверки практической осуществимости этой идеи в августе 1983-го по приказу Главкома ВМФ лётчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР в глубочайшей тайне осуществили посадку военных самолётов на гражданское судно - теплоход "Агостиньо Нето" типа "РО-РО". Первым совершил посадку 14 августа старший лётчик-инспектор полковник Ю.Н. Козлов. За ним произвели посадку полковник Г.Л. Ковалёв, подполковники В.И. Кучуев и В.Н. Погорелов. До 29 сентября было выполнено 20 полётов.
Государственные испытания (18 полётов) провели В.В. Васенков и А.И. Яковенко с контейнеровоза "Николай Черкасов". Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18 x 24 м), выделенной для посадки СВВП.
Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве "мини-авианосцев".



14 августа, 1992 год. Первый полёт опытного пассажирского Ту-204-120 с ТРДД Ролс-Ройс RB211-535E4 (2 х 19.500 кгс). Решение об использовании западных двигателей и авионики было принято на этапе проектирования.



14 августа, 1995 год. Облётан первый серийный Су-25Т Улан-Удэнского авиазавода. Серийное производство началось в 1990-м на Тбилисском авиазаводе. В ноябре 1991-го Су-25Т (прототип Т8-М3) был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в Дубаи.
Госиспытания продолжались до сентября 1993-го, после чего самолёт был принят на вооружение. После распада СССР производство было переведено в Улан-Уде.


14 августа, 2006 год. Производство военных транспортников Ил-76МФ перенесено с ТАПОиЧ (Ташкент) на «Авиастар-СП» (Ульяновск).
Tags: АВИАЦИЯ, безопасность, вертикальные, военные, гражданские, история, катастрофа, мир велик, флотское, эксперимент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments