?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Сергей Георгиевич БРОВЦЕВ
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики
С.Г. Бровцев - Герой Советского Союза (25.06.1958), заслуженный лётчик-испытатель СССР (24.01.1963), полковник (1958).
Родился 18 августа 1920-го в д. Пестово ныне Спировского района Тверской области. С 1923-го жил в пос. Спирово Тверской области.
Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал слесарем-ремонтником на текстильной фабрике. В 1937-м окончил Вышневолоцкий аэроклуб, был в нём лётчиком-инструктором.
В армии с апреля 1938-го. В 1939-м окончил Одесскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Дальневосточный ВО).
Участник советско-японской войны 1945-м в должности командира авиаэскадрильи 534-го (по другим данным – 3-го) ИАП (2-й Дальневосточный фронт).
В 1946-м окончил Военно-воздушную академию (Монино). С января 1947-го – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС.
Поднял в небо и провёл испытания многоцелевлгл транспортного Як-24.

Провёл госиспытания лёгких Як-100 и Як-100У, многоцелевого трансаортного Ми-6.
Провёл испытания противоштопорных ракет на Як-9, Ла-11, МиГ-15; испытания по сбросу фонаря на Ла-15; испытания Ми-4 на авторотации, противообледенительной системы на Ан-8, Ми-6 в сложных метеоусловиях.
Участвовал в испытаниях Ми-1, Ми-1У, Ка-15, L-60 и других самолётов (Ил-10, Ла-7, Ла-9, МиГ-9, Як-15, Як-17) и вертолётов (Г-3, Г-4).
В 1959 установил мировой авиационный рекорд высоты на Ми-6.
Погиб 16 июля 1964 года в испытательном полёте на винтокрыле Ка-22 (2-й пилот – Ю.А. Гарнаев).
Записки на полях: По “Программе совместных испытаний винтокрыла” от 12.01.62 г. оставалось выполнить последний пункт: “Качественная оценка машины экипажами ВВС и ГВФ – так называемый “облёт”. Первым винтокрыл должен был облетать Герой Советского Союза полковник С.Г. Бровцев. Сначала он слетал на правом сидении вместе с Ю.А. Гарнаевым. В экипаж входили ведущий инженер Владимир С. Дордан, бортмеханик Андрей Бахров и экспериментатор Александр Ф. Рогов. Они взлетели около 7 часов утра и, сделав короткий полёт над аэродромом, сели. Замечаний у экипажа не было, и в половине восьмого винтокрыл взлетел снова. На этот раз первым пилотом был Бровцев, а Гарнаев находился на правом сидении. Два задних места в кабине пилотов занимали Бахров и Дордан, в фюзеляже находился Рогов…
Взлёт “по самолётному”, спокойный полёт на высоте 1000 метров в продолжении 15 минут. Скорость до 310 км/час. При планировании и уменьшении скорости до 220 - 230 км/час внезапно начался самопроизвольный правый разворот, который не удалось парировать левой педалью и штурвалом. Машина развернулась почти на 180°, когда Гарнаев вмешался в управление и, думая, что разворот является следствием разношагицы тянущих винтов, разгрузил их, резко увеличив углы общего шага несущих винтов на 7-8°. Винтокрыл замедлил правый разворот, перевалился на нос и начал круто пикировать. Потеряв 300 - 400 м высоты, машина уменьшила угол пикирования до 10 - 12°, но в это время бортмеханик сбросил створку фонаря, она попала в лопасть правого винта, которая обломилась, и несбалансированные центробежные силы оторвали всю правую мотогондолу. Гарнаев дал команду экипажу покинуть винтокрыл. Три парашюта повисли в воздухе, но Бровцев, стремясь отвести Ка-22 от железной дороги, по которой шла электричка, опоздал с прыжком. Винтокрыл упал недалеко от железнодорожного полотна. Пассажиры электропоезда не пострадали. Бровцев и сотрудник КБ Рогов погибли.
Комиссия не смогла установить причину катастрофы. И во время ее работы, и позже, и даже теперь существуют разные версии ужасного происшествия...
Однако “точка” в судьбе Ка-22 уже была поставлена. Предпочтение отдали тяжёлому вертолёту Ми-6, который с конца 1959-го запущен в серийное производство, в 1963-м принят на вооружение, а в 1964-м начинается его продажа за рубеж.

Бровцев жил на станции Чкаловская (в черте Щёлково). Похоронен на Чкаловской.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, четырьмя орденами Красной Звезды; медалями.
В посёлке Спирово его именем названа улица и установлена мемориальная доска.

  • 1
Да, много унес "винтокрыл"... Правильно про него говорят - "сложились не достоинства самолета и вертолета, а недостатки. Даже не сложились, а перемножились"...

Странная какая-то машина получилась...

вертосам, что сказать... Ну не получалось у Камова такой машины, не получалось...

у Камова такой машины, не получалось...

И не только у него! Пример - Як-24 (только тому нех было в чужую епархию залезать!).

Re: у Камова такой машины, не получалось...

В муках, но Як-24 все-таки родился... А вот "Винтокрыл" так и помер... Не родившись, по сути...

Re: у Камова такой машины, не получалось...

Было, было и таковое.

  • 1