kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Александр Михайлович РАЕВСКИЙ

Лётные лики
А.М. Раевскмй - Герой России (15.08.1995). Заслуженный лётчик-испытатель РФ (2002), полковник.
Родился 1 января 1957-го в г. Поставы Витебской области Белорусской ССР. Выпускник Минского суворовского военного училища 1974-го, был направлен для продолжения учёбы в Киевское высшее военное инженерное танковое училище. Однако мечта о небе привела его в 1975-м в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое он закончил в 1979-м.
Обучение на Як-38 начал в 1980-м. Участник боевых походов ТАКР «Минск» и «Новороссийск». Совершил 234 посадки на палубу, общий налёт на Як-38 – 160 часов.
В 1985-м окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей. Службу продолжил в 8 ГНИИ МО (ныне Государственный лётно-испытательный центр).
Проводил испытания самолётов и вертолётов авиации флота, кораблей «Баку» (ныне «Адмирал Флота Горшков») и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

28 августа 1990 го одним из первых военных лётчиков-испытателей выполнил самостоятельную посадку на корабль на Су-27К (Су-33).
В 1992-м, на момент распада Советского Союза, Раевский проходил службу на Лётно-испытательном полигоне в Феодосии. Категорически отказался принимать новую присягу и служить в Вооружённых силах Украины. С трудом перевёлся в Российскую армию.
C 1992-го – старший лётчик-испытатель ГЛИЦ им. Чкалова.
Записки на полях: В начальный период испытания проводились на палубе, не оборудованной необходимыми техническими приспособлениями (отсутствие системы стабилизации палубы, недоведённость свето-технической системы посадки, недостатки в энергосистеме корабля и т.д.), которые впоследствии были внедрены для выполнения взлёта и посадки.
2 сентября 1993-го в связи с крайне сложными метеоусловиями в районе авианесущего крейсера, когда ограниченный остаток топлива не позволял уйти на береговой аэродром, Александр Михайлович принял решение произвести посадку на палубу (её размеры 205 на 26 метров). Пользуясь указаниями руководителя визуальной посадки, он впервые этот элемент полёта выполнил вслепую.
27 августа 1994-го на тяжёлом авианесущем крейсере произошёл отказ оптической системы «Луна-3М», без которой посадка на палубу не выполняется. Отвергнув возможность катапультирования, что в условиях, когда береговой аэродром оказался закрыт туманом, казалось единственным выходом, Александр Михайлович, проявив хладнокровие, выдержку, отвагу и высокий профессионализм, с первого захода совершил ювелирную по точности посадку на палубу корабля, чем обеспечил сохранность дорогостоящего опытного самолёта.
С 28 августа 1990-го до окончания лётного этапа испытаний 12 сентября 1994-го полковник Раевский совершил 78 посадок на палубу авианосца, из них более 50 – в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Вместе с Героем России, летчиком-испытателем Н.Ф. Диордицей первым выполнил ночные полёты с авианосца.

В 1996-м они в Ахтубинске на Су-27К и МиГ-29К продемонстрировали высший пилотаж на малых высотах президенту России Б.Н. Ельцину.
После чего им и были вручены Золотые звезды Героев (звание было им присвоено ещё в 1995-м - «за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники»).
Освоил 38 типов самолётов и вертолётов различных модификаций, налетав более 2400 часов, из них более 600 – на испытания. Совершил более 200 безаварийных посадок на самолетах Су-27К, МиГ-29К на палубу авианосца.
С 2000-й по декабрь 2002-го – начальник 1-го Управления (ЛИЦ) ГЛИЦ. С 2002-го – начальник Лётно-испытательного центра «Чкаловский».
С 2006-го – начальник штаба ГЛИЦ, ВрИО начальника Государственного лётно-испытательного центра им. Чкалова.
Погиб вместе с женой в автокатастрофе 30 августа 2008 года на 149-м км трассы M6 «Каспий». Похоронен на Троекуровском кладбище.
Награждён медалями.
Tags: АВИАЦИЯ, безопасность, военные, история, флотское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments