kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Александр Константинович РЕПИН

Лётные лики

А.К. Репин - советский военачальник, Главный инженер - заместитель командующего ВВС РККА, член Военного Совета ВВС, начальник Главного Управления инженерно-авиационной службы РККА и Начальник НИИ ВВС (1942 - 1946). Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1943).
Родился 12 сентября/30 августа 1903-го в Брянске. Рано лишившись родителей, закончил высшее начальное училище в Карачеве и поступил учеником телеграфиста на Брянский железнодорожный телеграф.
В ноябре 1917-го поступил переписчиком в железнодорожный отряд. В марте 1918-го отряд вливается в 1-й отдельный стрелковый батальон Красной армии в Карачеве, принимает участие в боевых действиях против Юденича. В должности помкомвзвода участвовал в ликвидации банд на Украине. В 1920-м окончил Карачевские артиллерийские курсы комсостава РККА.
В марте 1921-го направлен на учебу в 5-ю Томскую Военно-инженерную школу и радиотехнический класс при томском радиодивизионе, после окончания которых служил на различных должностях в войсках связи. В 1927-м окончил Московские химические курсы усовершенствования комсостава РККА.
В марте 1930-го поступил на воздушно-технический факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского и в 1934-м с отличием закончил учебу. Работал военным представителем на авиазаводах.
С мая 1937-го по март 1938-го в должности советника по авиации – главного инженера принял участие в национально-революционной войне в Испании, в сложных условиях, в горных туннелях поблизости от Аликанте, организовал силами испанских механиков и инженеров ремонт и эксплуатацию советской авиационной техники (И-15 и И-16), а также производство И-16.
В октябре 1938-го назначен начальником Технико-эксплуатационной инспекции УВВС - Главным инженером ВВС РККА. В апреле 1939-го в связи с переформированием УВВС и организацией в нём Управления технической эксплуатации ВВС РККА возглавил это новое управление в должности начальника УТЭ - главного инженера ВВС РККА по эксплуатации. С ноября 1939-го работал Главным инженером и заместителем начальника Главного управления авиаснабжения НКО СССР, а с мая 1940 года - членом Совета по оборонной промышленности при Совнаркоме СССР.
В мае - июле 1941-го возглавлял 1-ое Главное управление Наркомата авиапромышленности СССР. С июля 1941-го по март 1942-го - глава Советской военной миссии в США. После возвращения из спецкомандировки в США, где он своей деятельностью много способствовал успешным поставкам вооружения и усиления военной мощи СССР, его назначают Заместителем Народного Комиссара авиационной промышленности СССР.
С мая 1942-го по апрель 1946-го - Главный инженер ВВС Красной Армии, одновременно являлся заместителем Командующего и членом Военного Совета ВВС. Одновременно, с сентября 1942-го он являлся начальником Главного Управления инженерно-авиационной службы Красной Армии и с 1944-го начальником ГК НИИ ВВС.
В этот период на вооружение советских ВВС поступили и были освоены в эксплуатации многие новые самолёты советского и иностранного производства, различные образцы оборудования и вооружения. Под его руководством инженерно-авиационная служба обеспечила выполнение ВВС боевых задач во время Великой Отечественной и Советско-японских войн.
8 апреля 1946-го по сфабрикованному обвинению арестован вместе c Главнокомандующим ВВС А.А. Новиковым, наркомом А.И. Шахуриным и рядом других генералов, снят с должности и необоснованно репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946-го Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В.В. Ульриха осудила его на 6 лет лишения свободы по обвинению в «протаскивании на вооружение ВВС заведомо бракованных самолётов и моторов крупными партиямии и приёмке на вооружение Военно-Воздушных Сил СССР недоброкачественной военной техники». До апреля 1952-го содержался в одиночной камере Лубянской тюрьмы. 7 апреля 1952-го освобождён.
После освобождения работал гражданским специалистом: с августа 1952-го - инженером моторного цеха на авиабазе гражданского воздушного флота в аэропорту Быково, а с ноября 1952-го начальником отдела технического контроля там же.
25 мая 1953-го определением Военной коллегии Верховного суда СССР приговор в отношении А.К. Репина был отменён и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
12 июня 1953-года постановлением ЦК КПСС А.К. Репин был полностью реабилитирован, в том же месяце был восстановлён в рядах Советской армии и в звании.
С июля 1953-го по сентябрь 1954-го - Заместитель Начальника Краснознаменной ордена Ленина Военно-Воздушной академии им. Жуковского по науке. С сентября 1954-го до апреля 1955-го - Помощник командующего Дальней авиацией по спецслужбе. C апреля 1955-го - Заместитель Председателя Военно-Промышленного Комитета при Совете Министров СССР.
16 апреля 1957 года уволен в отставку по состоянию здоровья. Умер 28 ноября 1976 года.
Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды; медалями СССР.
Иностранные ордена и медали: Присвоена степень Командора Легиона Почёта (США). Орден передан для вручения Президентом США Рузвельтом маршалу Сталину на закрытии Ялтинской конференции. Испанские награды.

Всем спасибо!.. До будущих встреч!
Tags: АВИАЦИЯ, безопасность, военные, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments