А бунт не мог перерасти в восстание
7 ноября 1975-го в Риге должен был состояться военно-морской парад в честь очередной годовщины Октябрьской революции. А поскольку в столице Латвии современных кораблей не было, туда 5 ноября отправился большой противолодочный корабль «Сторожевой». После парада корабль должен был уйти на докование в Лиепаю. В связи с этим весь штатный боекомплект (за исключением стрелкового оружия для экипажа) был сдан на временное хранение в береговые склады.
В конце праздника на БПК «Сторожевой», стоящем на рижском рейде, происходит восстание, которым руководит замполит Валерий Саблин. По утверждениям Саблина, он вёл корабль в Ленинград, чтобы там обнародовать свои требования. Командование использовало авиацию (устаревшие Як-28 668-го бап с аэродрома Тукумс), чтобы остановить мятежный корабль.
Валерий Саблин при поддержке большей части экипажа корабля поднял восстание. Саблин обратился к экипажу со словами:
«Нынешний государственный аппарат должен быть основательно очищен и частично выброшен на свалку истории. План действий - идём на Кронштадт, а потом в Ленинград - город трёх революций». Он изолировал в помещении гидроакустиков командира корабля, самовольно снял судно с рейда в Риге и повёл в Ленинград. Объявив корабль независимой от государственных и партийных органов территорией, Саблин планировал встать на рейд рядом с «Авророй» и оттуда ежедневно выходить в телеэфир, призывая граждан СССР к коммунистической революции, к смене брежневского партийно-государственного аппарата и установлению социальной справедливости.
Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». Первыми к мятежному кораблю подошли пограничные сторожевые корабли. На перехват было вызвано подкрепление из Лиепайской военно-морской базы - корабли и морская авиация. А на самом «Сторожевом» несколько офицеров попытались освободить капитана.
«Сторожевой» был остановлен в Ирбенском заливе советскими бомбардировщиками, которые сбросили на мятежное судно серию снарядов, повредивших руль БПК. Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. «Беглецы» были остановлены в 21 миле за пределами советской государственной границы и на расстоянии 50 миль от территориальных вод Швеции.
Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников.
Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников.
Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в самом постыдном для офицера преступлении - измене Родине - и приговорила к расстрелу. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг.
В августе 1976-го капитан 3-го ранга Валерий Саблин и ещё несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград, а сам он расстрелян. Приговор приведён в исполнение 3 августа 1976-го. Саблина похоронили в безымянной могиле, местонахождение которой неизвестно.
Его правую руку матроса А. Шеина приговорили к 8 годам лишения свободы. Первые два года он отсидел в камере, потом его перевели в так называемый рабочий корпус в том же Лефортове, где осуждённый находился ещё три с половиной года. Последние два с половиной года Шеин провёл в Кировской области - в лагере строгого режима. По делу к уголовной ответственности за содействие Саблину в захвате корабля и выводе его за пределы Государственной границы СССР привлекалось ещё 6 офицеров и 11 мичманов, но дела в отношении их вскоре были прекращены.
Экипаж «Сторожевого» расформировали, корабль переименовали и перевели на Тихоокеанский флот. Флотские «особисты» приняли все меры, чтобы о мятеже забыли...

В 1994 году дело Валерия Саблина было пересмотрено Военной коллегией Верховного суда Российской Федерации. В обвинительном заключении ему заменили «расстрельную» статью об измене Родине на статьи о воинских преступлениях: превышение власти, неповиновение и сопротивление начальнику. Расстрелянного 3 августа 1976-го Валерия Саблина задним числом приговорили к 10 годам тюремного заключения. В посмертной реабилитации ему отказали...Его правую руку матроса А. Шеина приговорили к 8 годам лишения свободы. Первые два года он отсидел в камере, потом его перевели в так называемый рабочий корпус в том же Лефортове, где осуждённый находился ещё три с половиной года. Последние два с половиной года Шеин провёл в Кировской области - в лагере строгого режима. По делу к уголовной ответственности за содействие Саблину в захвате корабля и выводе его за пределы Государственной границы СССР привлекалось ещё 6 офицеров и 11 мичманов, но дела в отношении их вскоре были прекращены.
Экипаж «Сторожевого» расформировали, корабль переименовали и перевели на Тихоокеанский флот. Флотские «особисты» приняли все меры, чтобы о мятеже забыли...
юю