kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Комбриг, испытатель, Герой!..

Лётные лики

20 января (2 февраля) 1904-го, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния — 15 декабря 1938, Москва) — советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза.
Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (Штат Вашингтон).
Валерий Павлович ЧКАЛОВ

Советский лётчик, комбриг. Герой Советского Союза (1936). С 1919-го в Красной Армии. Учился в Егорьевской военно-теоретической школе лётчиков (1921-22), прошёл полный курс в Борисоглебской школе военных лётчиков (1922-23), учился в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и одновременно окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя (1923-24).
Истребитель И-16
Лётчик-испытатель НИИ ВВС (1930-33), завода опытных и экспериментальных конструкций (1933-35).
Чкалов испытал свыше 70 типов самолётов (И-15, -16, -180, ВИТ-2, НВ-1), разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную "бочку". Совместно с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым совершил перелёты: Москва - о. Удд (ныне о. Чкалов), 1936; Москва - Северный полюс - Ванкувер (США), 1937. Депутат ВС СССР с 1937. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью.

Погиб 15 декабря 1938 при испытании истребителя И-180-1. Это был первый полёт истребителя конструкции Н.Н. Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16. Полёт готовился в страшной спешке - успеть до конца года. Поликарпов даже отказался подписать акт о готовности самолёта к первому вылету. В этот день был мороз 24о С. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащенный лобовыми жалюзи, переохладился и при попытке изменить режим его работы заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору... Пилота при столкновении выбросило из кабины вместе со штурвалом в полусогнутом состоянии. Падая, он ударился головой о торчащий рельс и перебил себе мозжечок. Через два часа он скончался в Боткинской больнице, не приходя в сознание.
Истребитель И-180
Вероятно, при расчете захода на посадку Чкалов не учёл, что на И-180, в отличие от "ишака", поставили винт изменяемого шага ВИШ-3Е. Так как механизм поворота не был доведен, лопасти винта зафиксировали в положении малого шага. И после остановки двигателя винт превратился в мощный тормоз... К тому  же шасси, которые в первом полёте не убирались, были законтрены - Чкалов не смог бы их убрать.
Как потом подтвердили официальные испытания мотора М-88, у него "отсутствует приемистость с малого газа при различном тепловом его состоянии". Т.е. при быстром перемещении рычага управления мотором с малого газа (малых оборотов) на увеличение оборотов (при даче газа) независимо от температурного режима, мотор М-88 останавливался.

Урна с прахом Чкалова установлена в Кремлёвской стене. Его именем были названы города в Нижегородской области России и Худжанской области Таджикистана, высшее авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске. Есть улица Чкалова в Канаде, в Ванкувере. Город Оренбург с 1938 по 1957 носил имя Чкалов (правда Чкалов здесь никогда не был).
Tags: АВИАЦИЯ, безопасность, история, катастрофа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments