kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

"Экипаж"

12 мая, 1980 год... 35 лет назад на экраны вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» с Георгием Жжёновым, Леонидом Филатовым, Анатолием Васильевым и Александрой Яковлевой в главных ролях. Режиссёр Александр Митта.

«Экипаж» - третье место проката в 1980 году - более 70 млн зрителей. Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга. Первая серия фильма - бытовая мелодрама, вторая - фильм-катастрофа.

Сель, пожар, землетрясенье,
Катастрофы, наводненье…
Рад Митта, и зритель рад,
Но всех больше - рад прокат.
С компанией «Аэрофлот» удалось договориться, съёмки в московских аэропортах обошлись недорого.
Гораздо тяжелее пришлось с поисками самолётов - в то время списанных Ту-154 ещё не было, но помог случай: в новосибирском Толмачёво из-за забытого включённого подогревателя загорелся Ту-154А борт СССР-85087. Самолёт был значительно повреждён, в том числе на основной части фюзеляжа прогорела верхняя часть. Хвостовая часть при этом практически не пострадала, что уже стало большой удачей для создателей картины. В течение трёх недель железнодорожным транспортом эту часть самолёта привезли в Москву и на ней отсняли все «воздушные» эпизоды второй серии.
Другим самолётом стал Ту-154Б борт СССР-85131 Бориспольского авиаотряда. В 1976 году при выполнении рейса Киев - Москва на нём была разлита ртуть, после чего авиалайнер был отставлен от полётов с пассажирами, а к 1979 году передан Управлению учебных заведений. По просьбе Мосфильма и этот самолёт предоставили для съёмок «Экипажа».

А вот Ту-154Б борт СССР-85179, он тоже снялся в отдельных сценах, включая вылет из Бидри.
Сами съёмки были невероятно тяжёлыми и долгими, прошли в основном на макетах. Так, нефтеперерабатывающий завод, который по сценарию взрывается и горит из-за селевого потока, был макетом Омского нефтеперерабатывающего завода. Митта снимал сразу с трёх точек, что дало прекрасную возможность отобрать материал для последующего монтажа. Также режиссёр попытался снять самую главную сцену, не прибегая к макету.
На кладбище старых самолётов был найден прекрасно сохранившийся Ту-114. Поскольку двигаться самолёт был уже не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него, там же, на «кладбище». Подготовили сцену взрыва самолёта вместе со зданием аэропорта, для пиротехников привезли 6 тонн горючего... Однако в ходе подготовки всё воспламенилось, взорвалось и сгорело ещё до начала съёмки.

Вообще же в кадр ещё попадали следующие борта Ту-154 (перечислены те, у которых отчётливо заметен бортовой номер): 85330, 85074, 85014, 85078, 85301, 85179, 85162, 85232.
В последнем кадре фильма показан взлетающий Ту-134А-3 с бортовым номером 65100.
По словам Александра Митты в первоначальном варианте фильм должен был заканчиваться так:
Героя Жжёнова отстранили от полетов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята - совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берёт штурвал - и они взлетают, растворяются в небе... В следующем кадре снова больница и его дочка говорит: «Папа умер».
Фильм показали Брежневу, у которого к этому времени были серьёзные проблемы со здоровьем. Он остался недоволен концовкой фильма, сказав: «Зачем вы мне покойников показываете». Концовку фильма пришлось изменить.
Фильму была присуждена премия Всесоюзного кинофестиваля за 1980 год.
На Всероссийском кинофестивале в Душанбе Союз композиторов Таджикистана вручил специальный приз композитору Альфреду Шнитке за музыку к этому фильму.
Картина была удостоена главного приза Общества чехословацко-советской дружбы на Кинофестивале трудящихся в Чехословакии в 1981 году.
Tags: АВИАЦИЯ, Житейское, Творцы и творчество, гражданские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments