kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Исполнилось 110 лет со дня рождения авиаконструктора Артёма Ивановича Микояна

Лётные лики

Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения авиаконструктора, генерал-полковника инженерно-технической службы, главы ОКБ-155, академика АН СССР, дважды Героя Социалистического Труда, шестикратного лауреата Сталинской премии, лауреата Ленинской премии Артема Ивановича МИКОЯНА.
Артём Иванович (имя при рождении Анушаван Ованесович Микоян) родился 23 июля (5 августа) 1905 года в горном селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии в бедной крестьянской семье. Помимо Анушавана в семье было еще четверо детей - двое сыновей (Ерванд и Анастас) и двое дочерей (Воскеат и Астхик). Его отец, Ованес Нерсесович Микоян (1856 - 1918), работал на медеплавильном заводе в Манесе. Его мать - Талида Отаровна Микоян (девичья фамилия Коканян) (1867 - 1960), была домохозяйкой. Начальное образование получил в сельской школе (два класса). После смерти отца в 1918-м мать отправила Анушавана в Тифлис, к двоюродной сестре Вергинии Туманян. Здесь он продолжил своё обучение в армянской школе. Летом 1921-м Микоян организовал в родном селе комсомольскую ячейку.
В 1923-м переехал к старшему брату Анастасу в Ростов-на-Дону. Днём - работал токарём на заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай», а по вечерам посещал занятия в школе ФЗУ. В 1924-м в дни ленинского призыва Микояна приняли кандидатом в члены РКП(б), а год спустя, в июне 1925 года, он стал полноправным членом партии. В ноябре он прибыл в Москву, где первое время жил в доме Екатерины Сергеевны Шаумян, вдовы С.Г. Шаумяна, одного из 26 бакинских комиссаров. Первым делом Микоян устроился токарем на завод «Динамо», где проработал вплоть до 1928 года. В 1928 году был рекомендован на должность секретаря парторга Октябрьского трамвайного парка. В декабре был призван в ряды РККА. Микоян был зачислен в пехоту, срочную службу проходил в войсковой части города Ливны Орловской области. В августе 1929-го был переведён в Иваново-Вознесенскую военную школу (впоследствии - первое советское танковое училище) в городе Орле.
После службы в армии работал секретарём парткома на московском заводе «Компрессор». В 1931-м Микоян попал в число парттысячников, направленных на учёбу в Военно-воздушную академию им. Жуковского. В числе преподавателей академии были основоположник аэродинамики Б.Н. Юрьев, математик В.В. Голубев, В.П. Ветчинкин, Б.С. Стечкин, В.Ф. Болховитинов, В.П. Глушко и многие другие.
В 1935 году Микоян был направлен на производственную практику в Харьков. Вместе с другими слушателями академии он построил свой первый самолёт ё легкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. Весной 1936 года Микоян приступил к написанию дипломного проекта, работа над которым заняла больше года. 22 октября 1937 года он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА.
По окончании академии, Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1 (ГАЗ № 1). В феврале 1939 г. на авиазавод № 1 с завода № 156 было переведено КБ Н. Н. Поликарпова, которого назначили Главным конструктором завода. Инженер Микоян зарекомендовал себя как первоклассный специалист и вскоре ему поручили контролировать разработку истребителя И-153.

В мае 1939 года на ГАЗ № 1 были переданы работы по скоростному истребителю И-180. Вскоре Н.Н. Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода В.П. Воронин и главный инженер П.В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), а по сути - новое КБ, руководителем которого и был назначен молодой авиаконструктор Микоян. Также Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию.
8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ «МиГ» (Микоян и Гуревич).
Под руководством Артема Микояна, совместно с М.И. Гуревичем и В.А. Ромодиным, были созданы участвовавшие в Великой Отечественной войне самолёты-истребители МиГ-1 и МиГ-3.
После войны в КБ Микояна были созданы истребители МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31,МиГ-33, МиГ-35.
На самолётах КБ «МиГ» было установлено 55 мировых рекордов.
Скончался Артём Иванович 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments