kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Да здравствует А.Н.Т.!



А.Н. Туполев - отечественный авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда, Герой Труда РСФСР.
Родился 29 октября (10 ноября) 1888-го, в сельце Пустомазово Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.
В 1908-м поступил в Императорское техническое училище (позднее, МВТУ), в 1918-м окончил его с отличием. С 1909-го - член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1916-18-х Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.
Вместе с Н.Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ.  В 1918-36-х - член коллегии и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. А.Н. Туполев - организатор производства советского алюминиевого сплава - кольчугалюминия, полуфабрикатов из него. С 192-го Туполев - председатель комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени начало действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. В 1922-36-х годах Туполев один из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов.
В 1923-м Туполев создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924-м - первый советский цельнометаллический (АНТ-2), в 1925-м - первый боевой цельнометаллический (АНТ-З), строившийся серийно. Впервые в мировой практике Туполев не только научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой "строительной высоты", с двигателями, расположенными в его носке, но и создал такой самолёт, не имевший аналогов (АНТ-4, 1925).
Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей. Он ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин; создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных машин.

Бомбардировщик Ту-2

В 1936-м Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиапромышленности Наркомтяжпрома, одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиазавод № 156).
Был необоснованно репрессирован и в 1937-41-х, находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2). Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 "Максим Горький" и рекордный АНТ-25.

Бомбардировщик Ту-16

В послевоенный период под руководством Туполева (с 1956-го он генеральный конструктор) создан ряд военных и гражданских машин. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22.
В 1956-57 в КБ было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных ЛА. Были разработаны крылатые ракеты "121", "123", ЗУР "131", беспилотные разведчики Ту-123 "Ястреб". Велись работы по планируещему гиперзвуковому аппарату "130" и ракетоплану "136" ("Звезда").
С 1955-го велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полётов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального Ту-119 с ЯСУ и сверзвуковых бомбардировщиков "120".

Реактивный Ту-104

На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 был создан первый советский реактивный пассажирский Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный Ту-114, ближние и средние магистральные Ту-110, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский Ту-144 (совместно с А.А. Туполевым).
Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов машин, 70 из которых строились серийно.
На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
Андрей Николаевич Туполев воспитал плеяду видных авиаконструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В.М. Петляков. П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов. В.А. Чижевскй, А.А. Архангельский, М.Л. Миль, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль.
А.Н. Туполев - почётный член Королевского авиационного общества Великобритании и Американского института аэронавтики и астронавтики. Ему присуждены премии Н.Е. Жуковского, золотая авиационная медаль ФАИ, премия им. Леонардо да Винчи, золотая медаль Общества основоположников авиации Франции. Лауреат Ленинской премии (1957), Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). Награждён восемью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями, а также иностранными орденами.


Скончался 23 декабря 1972 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря.
Во имя Отца (Сикорского) и Сына (Туполева) и Святого духа (Жуковского), Аминь... (От винта!)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment