?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
... А ещё был случай
коты растут
kot_or_osl
15 ноября, 1941 год. В катастрофе на СБ погибли лётчик-испытатель Н.Ф. Момот, бортмеханик П.И. Толстопятов и четверо пассажиров.



15 ноября, 1942 год. Состоялся первый полёт ночного истребителя Не-219 - самолёта, на котором впервые серийно устанавливали пневмокатапульту.

Забытая краса и гордость ГВФ СССР
15 ноября, 1957 год. Состоялся первый полёт межконтинентального турбовинтового пассажирского Ту-114; экипаж лётчика-испытателя А.П. Якимова.
На опытном образце был совершен перелёт советской делегации во главе с Хрущёвым в США уже в сентябре 1959-го. Ту-114 создавался на базе бомбардировщика Ту-95, из-за чего он не совсем вписывался в требования авиакомпаний. Но всё же с 24 апреля 1961-го Аэрофлот использовал его на дальних линиях, в том числе и зарубежных (в Гавану, Нью-Йорк, Дели, Пекин). Самолёт мог вместить 224 пассажира.
На Ту-114 установлено 32 мировых рекорда. Выпустили 31 серийный лайнер. В 1976-м его эксплуатация на линиях полностью прекратилась... Ещё бы послужил. Долетал я на нём до Хабары.

Ту-114 «Россия» (по кодификации НАТО: Cleat - «Зажим») - турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.
Производился в 1961 - 1965 годах на серийном заводе № 18 в Куйбышеве. Всего был построен 31 экземпляр серийных самолётов.

Первый демонстрационный полёт в Нью-Йорк на самолёте СССР-Л5611 выполнен в 1958-м. 19 мая 1959-го выполнен некоммерческий перелёт из Москвы (Внуково) в Хабаровск и обратно с пассажирами на борту, в основном, с авиаспециалистами. Первый регулярный рейс в Хабаровск выполнен 24 апреля 1961-го.
Первый перелёт из Москвы в Гавану с посадкой в Гвинее выполнен 10 июля 1962-го. Всего выполнено 4 рейса через Конакри, а затем правительство Гвинеи запретило под давлением США «посадку самолётов весом более 150 тонн». Ещё четыре рейса было выполнено с посадкой в Дакаре (Сенегал), после чего полёты были запрещены под предлогом «наличия на борту оружия». Ещё три рейса выполнили через Алжир, но и здесь под давлением США полёты запретили. Пришлось искать новую трассу, выполняя обязательство перед правительством Кубы о регулярном воздушном сообщении. Первый технический рейс с посадкой на дозаправку в Мурманске выполнен 22 декабря 1962-го. Первый рейс в Гавану по северному маршруту с пассажирами на борту, на самолёте Ту-114Д СССР-76480 выполнен 7 января 1963-го. С этого момента начались регулярные рейсы, с посадкой на дозаправку на военном аэродроме Оленегорск Мурманской области.
Впрочем, иногда сильный встречный ветер над Атлантикой вынуждал производить техническую посадку на дозаправку на… американской авиабазе в Нассау на Багамах. К чести американцев, всё проходило нормально, за керосин и обеспечение платил командир корабля наличными долларами и талонами фирмы «Shell». Иногда в кабине Ту-114Д находились штурманы бомбардировщиков Ту-95, во время перелётов над Атлантикой получавшие хорошую практику. Применялось и сопровождение Ту-114 боевыми Ту-95 до точки возврата.

Для полётов в Японию было переоборудовано два самолёта — салон поделили на 1-й класс и эконом, с общей вместимостью 105 пассажиров. Эксплуатация выполнялась совместно с японской авиакомпанией «Japan Airlines», в составе экипажа были в том числе и японские бортпроводники, а на самолёты была нанесена партнерская ливрея «Аэрофлот — JAL». Первый рейс выполнен 17 апреля 1967-го.
В последующие годы выполнялись внутренние рейсы из Домодедово в Алма-Ату, Ташкент, Новосибирск и Хабаровск.
В период своей лётной эксплуатации Ту-114 входили лишь в авиапарк авиакомпаний Аэрофлот и Japan Airlines. Кроме этого, Ту-114 также использовались для дальних перелётов высших должностных лиц СССР и различных государственных делегаций. Ту-114 совершал дальние демонстрационные и коммерческие полёты в пределах СССР, в США, Канаду, Индию, страны Африки.

Прекращение эксплуатации на гражданских авиалиниях Ту-114 произошло через десять лет после окончания серийного производства, в декабре 1976-го. 2 декабря 1976-го свой последний рейс по маршруту Домодедово - Хабаровск - Домодедово совершил борт СССР-76485 завершив таким образом историю пассажирской эксплуатации самолётов Ту-114. Большинство машин к этому времени налетали по 15000 часов, появились трещины в силовых панелях двигателей. Доработками и ремонтом решили не заниматься, так как к тому времени турбовинтовые машины уже морально устарели и нишу дальнемагистральных перевозок прочно занял гораздо более современный Ил-62. Списали самолёты к лету 1977-го, и тогда был порезан на металлолом сразу 21 самолёт. После этого несколько машин продолжали использоваться ВВС Советского Союза до начала 80-х годов.

Единственная катастрофа с самолётом Ту-114 (бортовой номер CCCP-76491) произошла 17 февраля 1966-го в Шереметьеве. Причина - принятие ошибочного решения произвести взлёт в плохих метеоусловиях ночью с ВПП, расчищенной от снега не на полную ширину.
Самолётов Ту-114, оставшихся в лётном состоянии, в настоящее время нет. Сохранилось три нелетающих экземпляра Ту-114.
15 ноября, 1960 год. На базе Ту-104 создана летающая лаборатория, позволявшая создавать состояние невесомости для подготовки первых космонавтов.
15 ноября, 1974 год. Женский мировой рекорд скороподъемности на высоту 3000 м - 41,2 сек., на высоту 6000 м - 1 мин. 01 сек. и на высоту 12000 м - 1 мин. 59 сек.; Светлана Савицкая на самолете Е-66В.
15 ноябряЮ 1986 год. Мировые рекорды скороподъёмности на высотах 6000 м (37 с), 9000 м (47 с), 12000 м (58 с) на П-42 (рекордный вариант Су-27) в классах C-1 и C-1h; В.Г. Пугачёв.
15 ноября, 1988 год. Первый орбитальный полёт МТКС «Энергия - Буран». «Буран» совершил два витка вокруг Земли без экипажа и приземлился в автоматическом режиме. Первый полёт оказался и последним...
Стартовая масса корабля - 105 т, посадочная масса - 82 т. Длина челнока - 36,4 м, размах крыльев - 24 м, посадочная скорость 310 - 340 км/ч. В носовом отсеке находилась герметичная кабина для экипажа из двух - четырёх космонавтов и шести пассажиров.



15 ноября, 1992 год. Около Порто Плата (Доминиканская Республика) при заходе на посадку разбился о 850-метровый горный пик Ил-18Д кубинской а/к Aero Caribbean.
Все 34 человека на борту погибли.
15 ноября, 1993 год. В Иране близ Кермана потерпел катастрофу Ан-124-100 «Руслан» российской а/к Авиастар. Погибло 14 человек экипажа и три пассажира.
Ан-124 возвращался без груза после выполнения своего первого коммерческого рейса. Полёт по маршруту Дубай - Керман проходил в соответствии с планом.
Погиб при заходе на посадку в результате ошибок экипажа и службы УВД. Предположительно, экипаж не использовал бортовой радиолокатор в режиме "горы", допустил ошибку в определении своего местоположения из-за измененной на 180° стрелочной индикации текущего значения пеленга маяка на ПНП, а также большого (более года) перерыва в полётах на МВЛ на Ан-124-100. При обслуживании воздушного движения диспетчер аэродрома Керман не отреагировал на противоречивые сообщения экипажа, переданные с интервалом 9 сек. ("Наше удаление 20 миль" и "Стою в зоне над Керманом") и предложил экипажу схему захода на посадку с нарушением минимума.



  • 1
Пассажиры на СБ? Это как - на внешней подвеске, что-ли? :-)

15 ноября, 1992 год. - на фото Ан, а речь про Ил...

Модель He-219 не плоха... :-) Красиво смотрится :-)

Голова плохо варит с утра... Старею.

А претензии не ко мне, а к весьма уважаемым испытателям: http://www.testpilots.ru/

Да какие претензии? Мне просто интересно :-)

Я на СБ не лётывал :-))

Там экипаж их трех человек еле поворачивался, в зимних комбезах летать нереально было... И бомбоотсек маленький, и весь самолет "обжат" в целях аэродинамических :-)
Может не СБ а Ли-2, или хотя бы не СБ а ПС-35? Я слабо представляю четырех пассажиров в СБ... В брикетах если только, или на внешней подвеске...

Как всегда! Интересная подборка, спасибо!

Спасибо за поддержку!

Вы такую работу делаете!

За Ту-114 можно и выпить, хотя за крайний месяц я пил всего 2 раза)

Я - за тебя сделаю это, Миша! :-))

Не понял - ты сам долетал до Хабары на 114?

и ещё, Костя - по ним есть какая-нибудь аварийная статистика? Или 114-ые в них ни разу не значились, в отличие от печально-известных 104?

20 мая 1969-го года, рейс Домодедово - Хабаровск, далее - на Ил-18 до Хомутово.

Единственная катастрофа с Ту-114 (б/н CCCP-76491) произошла 17 февраля 1966-го в Шереметьеве. Причина — принятие ошибочного решения произвести взлёт в плохих метеоусловиях ночью с ВПП, расчищенной от снега не на полную ширину.
Экипаж КВС В.А. Филонова, получив приказ на взлёт от старшего в экипаже — начальника транспортного отдела Главного управления ГВФ Ю.К. Валериуса — не смог выдержать направление взлёта вдоль оси ВПП, при отрыве самолёт зацепился левой тележкой шасси за снежный бруствер на краю полосы, что вызвало бросок самолёта влево с опусканием носа, экипаж накренил лайнер вправо и тот, зацепившись винтами 3-го и 4-го двигателей правой консоли крыла за поверхность земли, рухнул на лётное поле, разрушился и сгорел. Часть пассажиров и экипажа (21 человек, в том числе командир экипажа В.А. Филонов) погибли. Ю.К. Валериус и ещё несколько человек выжили.

Кроме этого борта за время эксплуатации был потерян ещё только один самолёт — в августе 1962 года во Внуково при обслуживании лайнера из-за ошибки техника сложилась носовая стойка шасси.

Спасибо! Вполне надёжная машина.
А сняли их с эксплуатации почему? Чую керосину они жрали будь здоров...

... У тебя хороший нос.

К тому времени (1976-й) турбовинтовые машины уже морально устарели и нишу дальнемагистральных перевозок прочно занял Ил-62. Списали самолёты к лету 1977 года, и тогда был порезан на металлолом сразу 21 самолёт.
После этого несколько машин продолжали использоваться ВВС СССР до начала 80-х годов.

  • 1