?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Вот таков - Клайд Сессна (или, если хотите - Цессна)
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики

Клайд Вернон Сессна /Цессна/ (Clyde Vernon Cessna) - американский авитор, авиапромышленник, основатель авиастроительной корпорации.
Он родился в Хоторне, штат Айова, 5 декабря 1879-го, а скончался 20 ноября 1954-го. Когда ему было 2 года он и его семья переехали в сельский Канзас. Ещё в юности Клайд использовал полученные самоучкой знания для ремонта и улучшения семейной сельскохозтехники и разработки новых методов ведения сельского хозяйства. Повзрослев, стал успешным дилером и механиком-самоучкой в Оклахоме.

Интерес уже взрослого Клайда к авиации началась в 1910-м. Газетные заголовки, в которых сообщалось об успехах братьев Райт и о том, что Луи Блерио сумел на своем моноплане перелететь через Ла-Манш, привлекли его внимание. Но страсть к авиации вспыхнула по-настоящему, только когда он впервые увидел полёт своими глазами: в январе 1911-го в Оклахома-Сити проводилось демонстрационное выступление странствующих авиаторов. К тому времени Клайд Сессна с женой переехали в Энид, Оклахома, там он руководил компанией по продаже автомобилей Overland Farm.



Всего через несколько недель после посещения демонстрационных полётов бывший фермер, ныне продавец автомобилей и талантливый механик, Клайд потратил все свои сбережения, 7,5 тыс. $, на покупку фюзеляжа Blériot XI у нью-йоркской компании Queen Aeroplane Company. Вместе с братом Роем они установили на самолёт двигатель и винт. И со временем, многократно переделывая свой самолёт после технических сбоев и неудач во время испытаний в долинах Соулт-Плейнз на севере штата, разобрались во всех его мельчайших деталях. 31-летний Клайд провёл большую часть 1911-го, самостоятельно обучаясь летать и одновременно пытаясь поднять в воздух первый созданный им самолёт.

Первая попытка Клайда Сессна взлететь на своих «Серебряных крыльях» состоялась 11 мая, а первый полёт, который не закончился аварийной посадкой – в июне. Он потерпел 12 аварий. А ремонт самолёта после каждой из них стоил ему в среднем 100 долларов и множество времени, потраченного на то, чтобы вновь поднять машину в воздух.
Осенью 1911-го семейство Сессна вернулось в Канзас, и в 1916-м Клайд стал первым производителем самолётов с мотором в Вичита. «Блудный cын» возвратился в родной Канзас, поселившись на заброшенной лесопилке недалеко от родительского дома в Кинг­дом Кантри. Им двигали отнюдь не сентиментальные соображения  просто лучшего сочетания, чем леса с корабельными соснами и обширные вырубленные пустоши Канзаса, для конструктор­ских и лётных экспериментов было не найти.
Лесопилку переоборудовали в самолётный ангар и мастерские, где каждую зиму Сессна строил и испытывал новую машину, а затем возил её в трейлере по всей стране, выступая на ярмарках и авиашоу. Среди восьми сконструированных тог­да машин сложно найти две похожих. Сессна постоянно что-то менял и совершенствовал, ду­мая больше не о прибыли, а о воплощении своих технических идей. Далеко не все озарения ока­зывались блестящими: как и многие его собратья по авиаделу, Цессна строил эмпирически, без чёткой научной базы для расчётов. Не обходилось без аварий  во время одного неудачного при­земления пилот раздробил ногу, что позже за­ставило его доверить испытания созданных им моделей сыну Элдону и ученикам.
Он работал вместе с Уолтером Бичем (Beechcraft), Ллойдом Стирманом (Boeing) и другими. И позже, в сентябре 1927-го, решил основать свою фирму Cessna Roos Aircraft Company, которая с 22 декабря 1927-го стала известна под названием Cessna Aircraft Company.

Первой в серийное производство в 1927-м пошла модель Cessna Model А - четырёхместный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции - дерево и стальные трубы - с полотняной обшивкой и неубираемым шасси с хвостовым костылём. В общей сложности были построены 22 самолёта этого семейства, а в модификациях - 70 экземпляров.
И пошло-попёрло - одна модель за другой. Гоночные, военные, пассажирские... За последующие восемь с половиной десятков лет эта компания разработала, построила и передала покупателям из разных уголков мира уже свыше 195000 самолётов различных моделей и модификаций. Ныне марка "Сессна" - синоним легкомоторной авиации.

28 октября 1936-го Клайд  оставил компанию, передав руководство своему племяннику Дуэйну Уоллесу. Но это уже совсем другая история...
Позже Клайд Вернон Сессна вернулся на ферму в Рэйгоу, где и скончался 20 ноября 1954-го.
За долгие годы он получил много наград и знаков отличия за свой вклад в авиацию, включая и место в Зале славы национальной авиации (1978).