?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Михаил Леонтьевич МИЛЬ
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики

Михаил (Моисей) Леонтьевич МИЛЬ - советский авиаконструктор, один из основателей отечественного вертолётостроения, генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению, Герой Социалистического Труда (1966), Лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1968) премий, доктор технических наук (1945), профессор (1967).
Родился 9 (22) ноября 1909-го в Иркутске в семье служащих. С юных лет увлёкся авиамоделированием. Участвовал в конкурсах, где его авиамодели занимали призовые места. В 1925-м после окончания коммерческого училища поступил в Сибирский технологический институт в Томске. Принимал участие в работе планёрной секции. С товарищами построил лёгкий одноместный планёр и сделал на нём первый полёт.
В 1927-м из-за происхождения и доносов был вынужден оставить учёбу. Переехал в Новосибирск. Около года был рабочим кожевенной лаборатории. В 1928-м поступил на мехфак Донского политеха в Новочеркасске на авиаспециальность. Всё своё свободное время посвящал авиамоделизму. В 1929-м стал начальником бригады аэродинамиков в институте.
В 1931-м после окончания института по рекомендации Н.И. Камова принят на работу в ЦАГИ им. Жуковского. Работал в должности инженера, начальника бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций.

Участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15. С 1936 по 1943-й последовательно занимал должности инженера, заместителя главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам.
С 1941 по 1943-й находился в эвакуации. Занимался вопросами усовершенствования боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Для проведения испытаний выезжал на фронтовые аэродромы. Во время испытательных полётов лично находился в самолёте. В 1943-м вернулся вместе с семьёй в Москву. В 1943-1947-х работал в должности научного сотрудника, начлаба № 5 в ЦАГИ. Занимался вопросами устойчивости самолётов, штопорной и вертолётной тематикой, усовершенствованием боевых свойств самолётов для более точного поражения наземных целей. Модернизировал отечественные и самолёты, поставляемые союзниками.

Руководил проектированием и созданием геликоптера ГМ-1 (прототип первого отечественного вертолёта Ми-1). Работы проходили очень тяжело. Геликоптер потерпел ряд аварий, а в одной из них погиб лётчик-испытатель. Тем не менее, М.Л. Миль нашёл в себе силы продолжить работу. Недостатки были устранены, воплощены в жизнь оригинальные идеи, которые используются в вертолётостроении до сих пор. Разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов.
С 1947-го Миль – главный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. В 1951-го под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1 с бензиновым двигателем.
С 1964-го – Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. Его коллективом были созданы многоцелевые Ми-2 и Ми-4 (удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе в 1958-м), многоцелевой транспортник Ми-6, очень-очень-очень многоцелевой Ми-8 - самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации; широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач, транспортный Ми-10, Ми-12 (самый большой в мире транспортный вертолёт), многоцелевой Ми-14, транспортно-боевой Ми-24 и очень многие другие.
На вертолётах его конструкции установлено 60 мировых рекордов. В 1962-м Миль награждён призом «За достижения в области вертолётного искусства» Игоря Сикорского за достижение самым грузоподъёмным в мире вертолётом Ми-6 рекорда скорости.
"Сама наша страна как будто сконструирована для вертолётов".
Конструктор винтокрылых машин М.Л. Миль.
Указом Президиума ВС СССР от 28.07.1966 г. за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Михаилу Леонтьевичу Милю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Был очень одарённым человеком. Блестяще разговаривал на нескольких языках. Увлекался музыкой и живописью.
В последние годы жизни отдавал много сил и энергии на доработку и проведение испытаний машин для армии, в частности Ми-24, первый полёт которого состоялся осенью 1969-го, незадолго до смерти конструктора.
Скончался 31 января 1970 года в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен на Юдинском кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями.
На пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара в Москве установлен бюст М.Л. Миля.

Именем Миля названа школы и улицы в городах. В честь его установлены мемориальные доски. В честь Миля был выпущен почтовый блок марок России.



  • 1
Строил вертолеты шедевры. МИ8 чего стоит.

  • 1