kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Михаил Иосифович ГУРЕВИЧ

Лётные лики

Михаил Иосифович ГУРЕВИЧ - выдающийся советский инженер-авиаконструктор, соруководитель ОКБ-155. Герой Социалистического Труда (1957). Лауреат Ленинской (1963) и шести Сталинских (Государственных) премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Доктор технических наук (1964).

Родился 31 декабря 1892-го (12 января 1893), в селе Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии. Умер 25 ноября 1976-го в Ленинграде.
В 1902-м поступил в Ахтырскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью. Учился в Харьковском университете (исключён за гражданскую активность) и Университете Монпелье во Франции. Окончил самолётостроительный факультет Харьковского технологического института (1925). После его окончания работал инженером-конструктором в Харьковском отделении общества «Тепло и сила». Занимался конструированием и постройкой планёров.
Затем уехал в Москву. В 1929-м года начал работать в конструкторском бюро на заводе «Десятилетие Октября», затем - инженером-конструктором и руководителем группы в различных КБ авиапромышленности.


В 1940-м Артём Микоян и Михаил Гуревич создали истребитель МиГ-1 («Микоян и Гуревич»), а затем его модификацию МиГ-3.
(
Хотя в истории с МиГ-1 ещё много белых пятен... Машина-то Поликарпова. Но - Микояна и Гуревича.)
В 1940-41 МиГ-3 строился большой серией и принимал участие в боях первого периода Великой Отечественной, да и позднее.



Ещё не стихли залпы орудий на полях Второй мировой, а коллектив Микояна и Гуревича включился в разработку реактивных самолётов.

Уже 14 апреля 1946-го лётчик Гринчик совершил успешный полёт на первом серийном отечественном реактивном самолёте МиГ-9. Но мировую славу его творцам принёс МиГ-15. Его появление в небе Кореи произвело сенсацию. Кстати, МиГ-15 считался в начале 50-х годов лучшим в мире. Затем на замену ему пришёл МиГ-17.
С 1947 года Гуревич руководил разработкой и созданием в ОКБ управляемых крылатых ракет (тема "Б"). Велик вклад Гуревича и в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах.

В 1954-м запущен в серийное производство МиГ-19, способный уверенно преодолевать звуковой барьер. Под руководством Гуревича, ставшего к этому времени главным конструктором, разрабатывается уникальный вариант этой машины - СМ-30, способной взлетать с подвижной платформы с помощью порохового стартового ускорителя.
А позднее многоцелевой МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.

Среди других его разработок - всепогодный истребитель-перехватчик И-320, экспериментальный истребитель-перехватчик Е-150 и МиГ-25.

Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолётами, спроектированными и построенными под непосредственным руководством Гуревича.

Целый ряд оригинальных нестандартных решений, принятых Михаилом Иосифовичем, был воплощен в конструкциях фронтового истребителя МиГ-29 и истребителя-перехватчика Миг-31 после его вынужденного ухода на заслуженный отдых по состоянию здоровья в 1964-м, когда ему было 72 лет.
Четверть века отдал Михаил Гуревич работе в КБ Микояна - с 1939-го по 1957-й он был заместителем главного конструктора, а с 1957-го по 1964-й - главным конструктором.

12 июня 1957-го Гуревичу было присвоено звание Героя Социалистического труда. Конструктор шесть раз становился лауреатом Сталинской (Государственной) премии. А в 1962-м ему была присуждена Ленинская премия. Этот его "рекорд" по количеству премий не удалось побить никому, даже "любимцу богов" Константину Симонову.
Кроме того, доктор технических наук М.И. Гуревич был награжден 4 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Отдельно надо сказать о человеческих качествах Гуревича. Все, кто сталкивался в жизни с Михаилом Иосифовичем, запомнили его как невероятно скромного, простого в обращении с людьми, доброжелательного и, что особенно характерно, стремящегося всегда и во всем помочь другим человека.
Круг его интересов был широк и многообразен. Он любил и хорошо знал художественную литературу, в том числе зарубежную, которую читал в оригинале на английском и французском.


Михаил Иосифович Гуревич скончался 25 ноября 1976 года в Ленинграде и был похоронен на Серафимовском кладбище. На доме в Москве, где он жил (Беговая, 17), установлена
... XX век дал человечеству множество авиаконструкторов. По-разному сложилась судьба каждого из них... Имя Михаила Гуревича, как одного из создателей легендарных МиГов, покрыто неувядаемой славой. Создатель всех без исключения МиГов от 1-го до 25-го, он всегда оставался как бы в тени своих знаменитых крылатых машин. Проходят годы, и самые современные из них занимают места на музейных пьедесталах. Но каждый раз, когда на взлётку аэродрома выведут новый МиГ, лётчики и конструкторы будут с гордостью вспоминать о своих отцах-прародителях - Артёме Микояне и Михаиле Гуревиче. Роль М.И. Гуревича в становлении и развитии ОКБ МиГ трудно переоценить и его имя прочно вошло в историю всей советской авиации.
Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, военные, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments