kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Артём Иванович МИКОЯН

Лётные лики

Артём Иванович МИКОЯН - советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, шестикратный лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии. Брат Анастаса Микояна.
Артём Иванович (имя при рождении Анушаван Ованесович) родился 23 июля/5 августа 1905-го в селе Санаин, Тифлисской губернии - умер 9 декабря 1970-го в Москве.
В ноябре он прибыл в Москву, где первое время жил в доме Екатерины Шаумян, вдовы С.Г. Шаумяна, одного из 26 бакинских комиссаров. Первым делом Микоян устроился токарем на завод «Динамо», где проработал вплоть до 1928-го. 1928-м был рекомендован на должность секретаря парторга Октябрьского трамвайного парка. В декабре был призван в ряды РККА. Был зачислен в пехоту, срочную службу проходил в в/ч г. Ливны Орловской области. В августе 1929-го был переведен в Иваново-Вознесенскую военную школу в Орле.
После службы в армии работал секретарём парткома на московском заводе «Компрессор». В 1931-м попал в число парттысячников, направленных на учёбу в Военно-воздушную академию им. Жуковского.
В 1935-м был направлен на производственную практику в Харьков. Вместе с другими слушателями академии он построил свой первый самолёт - лёгкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. Весной 1936-го Микоян приступил к написанию дипломного проекта, работа над которым заняла больше года. 22 октября 1937 года он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА.

По окончании академии Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1 (ГАЗ № 1). В феврале 1939-го на авиазавод № 1 с завода № 156 было переведено КБ Поликарпова, которого назначили Главным конструктором завода. Инженер Микоян зарекомендовал себя как первоклассный специалист и вскоре ему поручили контролировать разработку И-153.
В мае 1939-го на ГАЗ № 1 были переданы работы по скоростному истребителю И-180. Вскоре Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Воронин и главный инженер Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), а по сути - новое КБ, руководителем которого и был назначен молодой авиаконструктор.
Также Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиапромышленности на утверждение перед своей поездкой в Германию. 8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ имени А.И. Микояна.


МиГ-3

В 1940 под его руководством (совместно с М.И. Гуревичем) были созданы истребитель МиГ-1 и его модификация МиГ-3. С 1940 - главный конструктор завода № 1. В 1940-41 МиГ-3 строился большой серией и участвовал в боевых действиях в начальный период Великой Отечественной войны. С 1942 Микоян - директор и главный конструктор вновь созданного опытного завода. В 1941 - 45 под руководством Микояна создан ряд истребителей с высокими лётно-техническими характеристиками в том числе И-250 с комбинированной силовой установкой. Микоян - один из пионеров реактивной авиации в СССР. После войны Микоян разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолёты, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении ВВС.

МиГ-19

Среди них МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 (достигавший скорости звука), МиГ-19 (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель), МиГ-21 (с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука). С 1956 Микоян - генеральный конструктор. Последние самолёты, создан под его руководством - истребитель МиГ-23 (первый в СССР с изменяемой в полёте стреловидностью всего крыла) и истребитель-перехватчик МиГ-25 со скоростью полёта, в 3 раза превышающей скорость звука.

МиГ-25

На самолётах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов. Микоян создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных конструкторов. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Награжден 6 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст и мемориальный комплекс в селе Санаин в Армении. Именем Микояна назван Московский машиностроительный завод.


Скончался 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Памятником Артёму Микояну можно назвать и самолёт МиГ-21. Во-первых, из-за его лётных качеств. А также, наверное, потому, что он в своих различных модификациях дольше всех других самолётов находился на вооружении, и не только в Советском Союзе.

На знаменитом «доме на набережной», где он жил, установлена мемориальная доска. Самолёт-памятник "МиГ-15" в Оренбурге. Бронзовый бюст ему установлен в г. Алаверди. В Москве есть улица Авиаконструктора Микояна.
Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, военные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments