kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Путь - в небо!

... А ещё был случай

9 декабря, 1946 год. Запущен в серийное производство учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, первый самолёт ОКБ Сухого, поставлявшийся на экспорт (ПНР). Следует отметить, что УТБ пользовался популярностью среди лётного состава, и машины вырабатывали свой ресурс до предела. С наступлением эры реактивной авиации функции УТБ прочно и на десятилетия перешли к учебному Ил-28У.

Ослепительный МиГ... Треугольный

9 декабря, 1955 год. Первый полёт истребителя Е-5 (МиГ-21, Х-5, И-500); В.А. Нефёдов.
Фронтовой истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-11. Самолёт имел на крыле три аэродинамических гребня (два выступали за кромку крыла).
МиГ-21 (по кодификации НАТО: Fishbed) - советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х.
Первый «МиГ» с треугольным крылом.
Самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории, также самый массовый истребитель 3-го поколения. В процессе серийного производства неоднократно модифицировался в направлении повышения ЛТХ и развития функциональных возможностей (учебно-тренировочный, перехватчик, разведчик). Применялся во множестве вооружённых конфликтов.
Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой МиГ-21 руководил Анатолий Брунов, вначале имея статус зама главного конструктора.
При проектировании самолёта предусматривалось, что эпоха ближних манёвренных боёв уходит в прошлое и основным видом воздушного боя будет сближение самолётов на огромной скорости и поражение цели с первого залпа ракет или пушек. По этой же концепции создавались и самолёты вероятного противника - F-104 американского "Локхида" и французский "Мираж-3С".
Первым в семействе самолётов типа МиГ-21 должен был стать Е-1 со стреловидным крылом, но его разработка была прекращена из-за невысоких характеристик двигателя АМ-5. Первым прототипом стал самолёт Е-2, оснащённый ТРД АМ-9Б, со стреловидным (по передней кромке 57°) крылом, в принципе мало отличавшийся от МиГ-19. Постройка опытной машины была закончена в декабре 1954-го и Е-2 был отправлен в ЛИИ, где 14 февраля 1955-го состоялся его первый полёт. Опытный самолёт достиг скорости в 1700 км/ч, при этом обнаружилась неприятная особенность крыла большой стреловидности - на больших углах атаки он самопроизвольно задирал нос до полной потери несущих свойств крыла и сваливался в штопор. Для предотвращения этого явления на крыло установили большие аэродинамические гребни, препятствующие перетеканию воздушного потока от корня к законцовкам. Также на самолёт поставили более мощный двигатель, в результате чего скорость увеличилась до 1900 км/ч. Тем не менее, в ОКБ велись работы над прототипом с треугольным крылом под обозначением Е-4. Новое крыло сохранило стреловидность в 57° по передней кромке и обеспечивало машине хорошую маневренность. Фюзеляж и хвостовое оперение были аналогичны Е-2. Первый полёт машины состоялся 16 июня 1955 года. Из-за плохих характеристик установленного двигателя АМ-5 его заменили на РД-9И.
Также самолёт прошёл ряд доработок: уменьшили размах элеронов, одновременно увеличив углы их отклонения, изменили угол поперечного V стабилизатора, сняли два больших гребня, установив вместо них по три небольшие перегородки сверху каждой плоскости. Размах крыла был уменьшен на 600 мм. Самолёт приобрёл черты известного нам МиГ-21. Одновременно с испытаниями и доводками Е-4 строится второй прототип с треугольным крылом (Е-5) под перспективный двигатель АМ-11.


9 декабря, 1983 год. Первый взлёт многоцелевого транспортника чехословацкого Л-410 с ВПП вновь построенного аэродрома Васьково, возле Архангельска - начало эксплуатации этого типа в наших северных районах.


9 декабря, 1987 год. Первый полёт совершил A300-600R (с двигателями CF6-80C2A5). Он представлял собой модификацию исходной модели А300-600 с увеличенной дальностью полёта.



9 декабря, 1988 год. Первый полёт шведского многоцелевого истребителя Saab JAS 39 Gripen.

9 декабря, 1999 год. В горах Синего хребта на севере Приморья потерпел катастрофу Ан-14А "Пчёлка", принадлежавший авиаклубу завода «Прогресс».
Внезапно ухудшившаяся погода (снегопад) вынудила экипаж отклониться от маршрута для вынужденной посадки на ближайшем аэродроме. Выполняя разворот на низкой высоте в условиях плохой видимости, самолёт задел крылом дерево и разбился. Самолёт до того долгое время стоял на территории завода как памятник и был восстановлен группой энтузиастов незадолго до катастрофы. Погибли КВС и два пассажира ( техники завода). Место катастрофы было найдено на следующий день, в 11:10 местного времени... Из семи находившихся на борту человек трое погибли и трое были тяжело ранены.
Tags: АВИАЦИЯ, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments