kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

"Будем жить!.." (с)

Лётные лики

Леонид Фёдорович БЫКОВ - советский актёр, режиссёр, сценарист, заслуженный артист РСФСР (1965), народный артист Украинской ССР (1974).
Нет, не мог я пройти мимо этой личности, которая для многих и фронтовиков, и авиаторов гораздо моложе стала символом советских воздушных асов...
Леонид родился 12 декабря 1928-го в селе Знаменское Донецкой области. В 1929-м родители переехали в Краматорск, где Быков окончил среднюю школу, там же впервые вышел на сцену местного ДК.
Во время Великой Отечественной Леонид вместе с семьёй находился в эвакуации в Барнауле. С детства он мечтал об авиации и дважды поступал в лётные училища. Первый раз - в Ойрот-Туре (в 1943-м), куда была в 1942 году эвакуирована 2-я Ленинградская школа военных лётчиков, но туда его не взяли из-за приписанного себе возраста и маленького роста (163 см). Второй раз - в Ленинграде (в 1945-м), во 2-ю спецшколу для лётчиков, которая была чуть позже расформирована по причине окончания войны.
В театральный институт в Киеве принят не был, но поступил и окончил актёрский факультет Харьковского театрального института (1951). В 1951 — 1960-х — актёр Харьковского государственного академического театра им. Шевченко. В 1960 - 1968-х - актёр и режиссёр к/с Ленфильм, с 1969 - актёр и режиссёр к/с им. Довженко.
В кино первую роль сыграл в 1952-м в фильме «Судьба Марины». Следующую роль он получил в фильме «Укротительница тигров». В 1955-м - главная роль в фильме «Максим Перепелица». В числе лучших ролей Быкова в кино - Богатырёв («Дорогой мой человек», 1958), Акишин («Добровольцы», 1958), Алёшка («Алёшкина любовь», 1960), Гаркуша («На семи ветрах», 1962).
В конце 60-х годов вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким был создан сценарий фильма о лётчиках, который долго не пропускала цензура, из-за его «негероичности». После долгого ожидания, в 1972-м Быков начал снимать кинокартину «В бой идут одни „старики“», в которой сыграл главную роль - гвардии капитана Алексея Титаренко.

Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» - были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко - ведомом трижды Героя Советского Союза Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано - в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя.

Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии с Ил-2 Героя Советского Союза - Василия Борисовича Емельяненко.
Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском ИАП, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал концерты, а в 1944-м, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был, между прочим, Иосиф Кобзон. В конце 1960-х годов Быков нашёл Попкова и попросил разрешения снять фильм о «поющей» эскадрилье.


Многие другие детали сценария также были взяты из жизни. Рисунок нотного стана на фюзеляже истребителя «Маэстро» был сделан по аналогии со штурмовиком «Ил-2» Василия Емельяненко Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия - Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолёты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го ИП утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») - взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне лётчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир - Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков.
Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942-м.

"Самое трудное в нашей профессии - это ждать"...
Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972-го на к/ст Довженко прислал письмо начальник штаба в/ч 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Большой и неожиданной проблемой для Быкова стало полное отсутствие в СССР самолётов времен Второй мировой. Не сохранилось ни одного истребителя Ла-5ФН, на котором воевали лётчики 5-го гвардейского ИАП. Аналогичная ситуация была и с немецкими истребителями. Летающий По-2 обнаружить удалось лишь в Польше.
Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин, который в своё время 10 лет отслужил в Киеве и не раз бывал на к/ст им. Довженко. Быков уже просил Покрышкина выделить для съёмок настоящие самолёты времен войны, но маршал поначалу отнёсся к этой просьбе настороженно, так как в те годы выходило много «проходных» фильмов о войне. Ознакомившись со сценарием буквально за одну ночь, Покрышкин распорядился выдать съёмочной группе сразу пять самолетов: четыре учебно-тренировочных Як-18П и чехословацкий спортивно-пилотажный Zlin Z-326 Акробат, внешне отдалённо похожий на немецкий Me-109 (хотя роль догорающего немецкого истребителя, сбитого Кузнечиком, «сыграл» планер КАИ-12 Приморец). Машины доставили на киевский аэродром Чайка, где их перекрасили и придали им вид Ла-5. Для этого у Яков пришлось удалить переднюю стойку шасси и приделать хвостовое колесо. Для создания задней центровки фюзеляж загрузили балластом - мешками с песком. По-2 съёмочной группе выделил начальник академии им. Гагарина, маршал авиации Сергей Руденко. В академии был создан музей ВВС, и Руденко в нарушение всех инструкций на свой страх и риск одолжил биплан для съёмок.
Съемки фильма начались 22 мая 1973-го в павильоне в декорациях «блиндаж КП» и «блиндаж комбата», после чего переместились на натуру. В конце мая начались съёмки сцен воздушных боёв. По воспоминаниям оператора Виталя Кондратьева, для удобства воздушных съёмок он придумал особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами и позволяло брать кадр крупным планом прямо во время полёта. Изобретение Кондратьев очень понравилось Быкову, который тут же начал его использовать в деле.

Съёмки фильма закончились в середине октября, после чего начался монтаж, длившийся до 6 декабря. В конце месяца состоялась премьера ленты в Госкино Украины. На неё были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и лётчики-фронтовики, среди которых был и Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, Покрышкин, с трудом справляясь с чувствами, произнёс: «Всё так, как было…». Несмотря на восторженную реакцию других ветеранов (премьеру фильма посетили лётчики Киевского объединения ПВО, которым командовал дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Владимир Лавриненков), представителям Министерства культуры Украины фильм не понравился и был отправлен «на полку». Тогда за ленту вступились зрители и ветераны, в числе которых был и член ЦК КПСС, главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации Герой Советского Союза Павел Кутахов. Заступаться за картину лично ходил на приём к министру культуры Украины и дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Виталий Попков. Окончательное решение выпустить фильм в широкий прокат было принято благодаря успеху «стариков» на VII Всесоюзном кинофестивале, где картина Быкова получила две первые премии - за лучший фильм и исполнение мужской роли - и специальный приз от Министерства обороны СССР.
На широкий экран фильм вышел 12 августа 1974-го. Уже к концу года лента собрала на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей, заняв четвёртое место в прокате. Такой успех стал большой неожиданностью как для создателей фильма, так и для Госкино, так как к тому времени фильмы о Великой Отечественной такой кассы практически не собирали. Несмотря на это, дополнительные поощрения от Госкино создатели фильма не получили.

... Леонид Быков трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе Минск - Киев 11 апреля 1979-го возле посёлка Дымер. Он возвращался на своей «Волге» с дачи под Киевом. Впереди него двигался трактор с мотокультиватором, и Быков решил его объехать. Однако при обгоне произошло столкновение со встречным грузовиком. Удар пришёлся в правую переднюю дверь. Ремень безопасности передал динамическое усилие на туловище и фактически не оставил целым ни одного внутреннего органа (однако, если бы Быков не был пристёгнут, то, как показала экспертиза, разбился бы о руль и торпедо). На момент смерти Быкову было всего 50 лет. Похоронен Леонид Фёдорович Быков на Байковом кладбище в Киеве.
Следствие велось очень тщательно. Проводились консультации с экспертами, автогонщиками, эксперименты на автодроме «Чайка». Оказалось, что молодой водитель встречного грузовика, который уже собрался было в тюрьму, невиновен. Быков был трезв, но допустил оплошность, наверное, из-за усталости. И никакого инфаркта у него не было, иначе он отпустил бы педаль тормоза. Леонид Фёдорович до последнего пытался предотвратить столкновение.

...Незадолго до гибели Леонид Быков написал друзьям: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну». Он попросил устроить похороны очень скромные: «Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей. А то я встану и уйду - получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните», кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца. Вы заметили, что режиссёр я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Спасибо и пока»...
Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, военные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments